Презентация урока«Сказка про Илью Муромца» Предмет: литературное чтение
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. СургутаШагойко Виктории ФёдоровныСтаж общий 20 лет, стаж работы в данной должности 19 лет, I квалификационная категория. Образовательная система «Школа 2100»Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема: «Богатырская «Сказка про Илью Муромца» (Раздел III. «Сказочные богатыри». Урок 53)Тип урока: «открытие» нового знанияЦель: познакомить учащихся с новым видом сказки – богатырская. Задачи урока Обучающие:- формировать навык осознанного, выразительного, поискового чтения; умение отвечать на вопросы учителя к тексту произведения; находить в тексте предложения, которые подтверждают высказанную мысль; умения формулировать основную мысль текста; кратко пересказывать текст; уточнить жанровые особенности сказки, повторить литературные термины.Развивающие:- развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, подготовить детей к рассказу о богатыре Илье Муромце, развивать наблюдательность, познавательную активность детей, способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, дикцию, способствовать обогащению словарного запаса. Воспитательные:- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, чувства патриотизма и любви к своей Родине. Технологии:- формирование типа правильной читательской деятельности;- проблемно-диалогическая.Методы и методические приёмы:метод постановки проблемы, подводящий к формулированию темы диалог, антиципация, работа с иллюстрациями, рассказ, беседа, продуктивное чтение, чтение с комментариями, выборочное чтениеФорма обучения: фронтальная, индивидуальнаяОборудование:Выставка книг о русских богатырях; репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись М.Мусоргского «Богатырские ворота», доска, видеопроектор, компьютерСредства обучения:мультимедийная презентация Литература для учителя: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа/Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010. – 336 с.Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.-160 с. Бунеева Е.В.,Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения во 2 классе. Методические рекомендации для учителя. – Изд.2-е.,- перераб. – М.:Баласс, 2008.- 320с. Литература для учащихся:Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс. «Маленькая дверь в большой мир». В 2-х ч. Ч.1.– М.: Баласс, 2007. – 208 с., ил.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2008. – 64 с. Структура урока:I. Организационный моментII. Актуализация знанийIII. Работа с текстом IV. ФизминуткаV. Итог урока - О богатырях рассказывается в былинах и сказках.- Былина - это русские народные торжественные песни. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. - Сказка - вымысел, ложь, присутствие волшебных сил. - Какие жанры устного народного творчества описывают подвиги русских богатырей?- А что такое былина? - А что такое сказка? Презентация (слайд 3) Фронтальная Подводящий к формулированию темы диалог 2. Беседа - От топота копыт пыль по полю летит.- Мы изучаем раздел «Сказочные богатыри». Эти герои защищали родину на конях. - Составьте и прочитайте скороговорку.- Какое отношение скороговорка может иметь к теме нашего урока? Тетрадь по литературному чтению. Задание 1 с.26.Презентация(слайд 2) ИндивидуальнаяФронтальная Метод постановки проблемы.Алгоритм работы:- медленное чтение;-содержание скороговорки;- выделение повторяющихся звуков и сочетаний;- заучивание наизусть;- проговаривание с ускорением. 1.Работа над скороговоркой. (8 минут) II. Актуализация знаний Дети приветствуют друг друга улыбками. - Давайте подарим друг другу - лучики своих улыбок! Презентация (слайд 1) Фронтальная Включение всего класса (1 минута) I. Организационный момент Ученики Учитель Средство Форма Метод, приём, алгоритм работы Этап урока В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» - с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. - Богатырскую сказку, отрывок.Ответы детей.- Это особые сказки о богатырях, и называются они богатырскими. - Былинный герой, богатырь.- Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области. - Прочитайте заглавие. Что мы будем читать? - Вспомните название раздела. Что можно предположить?- Какое отношение имеет сказка к богатырям?- А кто такой Илья Муромец?- Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец? УчебникПрезентация(слайды 4,5,6,7) Фронтальная АнтиципацияРассказ учителя об Илье Муромце. 1.Работа с текстом до чтения. Постановка темы и цели урока. (25 минут) III. Работа с текстом (2 минуты) Презентация (ученик в костюме богатыря) (слайд 8)Дружно встали – раз, два, три – Мы теперь богатыри.Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим,Поворачиваясь вправо,Оглядимся величаво,И налево надо тожеПоглядеть из-под ладошек,И направо, и ещёЧерез левое плечо.(под муз. М.Мусоргского «Богатырские ворота») Учащиеся отмечают особенности одежды, причёски, посуды.Дети описывают Илью.- Мы прочитаем сказку о жизни былинного богатыря Ильи Муромца. - Рассмотрите иллюстрации, найдите предметы, которые говорят о древности сказки.- Где Илья? Как вы догадались?- Можно предположить, о чём мы будем читать?- Давайте прочитаем. Учебник(с.174, с.176,с.181) Индивидуальная Работа с иллюстрациями. -Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.Ответы учащихся.Учащиеся зачитывают отрывок: «...Но помни...через силу носит...» 2 частьУточняющие вопросы по ходу чтения:- Как вы понимаете есть сын, да никуда не годящий?- Сколько это- чаша в полтора ведра?- Может ли быть такое в реальной жизни?Вопросы после чтения 2 части:- Какое чудо сотворили странники с Ильёй?- Какой наказ ему дали? Учебник (с.175-179)Презентация(слайд 9)Презентация (слайд 10)Учебник (с.178) Словарная работа по ходу чтения:не прекословил – не спорил;тын – забор из брёвен или жердей;странник – человек, который ходит пешком, странствует.Выборочное чтение - Раньше на Руси не было фамилии. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.- Они горевали, что у них нет детей.- Переживали о том, что у них родился больной ребёнок. 1 частьВопросы после чтения 1 части:- Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?- Что огорчало родителей? Учебник (с.174) Фронтальная, индивидуальная Чтение с комментариями. 2. Работа с текстом по ходу чтения.Проверка первичного восприятия. - Срубил весь лес, помог выкорчевать пни.Учащиеся зачитывают отрывок: «...А Илья Муромец всё стал посматривать, когда мужичок поведёт паршивенького жеребёночка»Учащиеся зачитывают отрывок: «...поезжай к князю Владимиру, да смотри, заступайся за слабых, не обижай беззащитных, бей вора-разбойника...»- Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания. - Забыл ли Илья наказ странников? Из чего это видно?- Как напутствовали Илью отец с матерью? - Что значит благословить? Учебник (с.182) Выборочное чтение. Ответы учащихся. - Как мать с отцом узнали о силе своего сына?- Какую работу выполнил Илья? (Сцена рубки леса построена на гиперболе - преувеличении) Учебник (с.180) Выборочное чтение. - Освобождали землю для посева пшеницы. - После тяжёлой работы все уснули от усталости. 3 частьВопросы после чтения 3 части:- Зачем старики корчевали пни в лесу?- Лёгкое ли это было дело? Учебник (с.179-183)Презентация(слайд 11) Словарная работа по ходу чтения:обух топора – тупая часть топора;подсоблять – помогать. 2. Работа с текстом по ходу чтения. Проверка первичного восприятия. - перечитать сказку; Презентация (слайд 15)- выполнить задание 2 в тетради на с.26;- по желанию выполнить иллюстрацию к сказке. Домашнее задание - В сказке есть вымысел, волшебные силы и персонажи.- Реальные события, реально существующие персонажи.- Начало сказки, герой-помощник конь богатырский. - Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри - не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?- Что в прочитанной истории – правдиво?- Найдите в сказке другие сказочные приметы. Презентация(слайд 14) Фронтальная, индивидуальная Беседа о жанровых особенностях сказки Оценивание ответов учащихся. (9 минут) V. Итог урока Рассказ детей. - Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.- Расскажите о первой битве Ильи.- Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских? Презентация(слайд 13) Фронтальная Беседа. 3. Работа с текстом после чтения. - Они похожи. И странники, и родители говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек. - Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в дорогу.- Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев. - Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили? - Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие? - Куда направился Илья Муромец? Учебник (с.178, с.182)Презентация(слайд 12) Самоанализ урока литературного чтения по теме «Богатырская «Сказка про Илью Муромца»во 2 классе, разработанного и проведённогоучителем начальных классов МБОУ СОШ №6Шагойко Викторией Фёдоровной Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию формирования типа правильной читательской деятельности и проблемно-диалогическую технологию. Анализируемый урок построен с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности и технологии проблемного диалога. При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, возможности учащихся 2 класса. Данный урок литературного чтения относится к типу урока «открытия» нового знания. Учебные задания соответствуют последовательности цели и задач урока. Цель урока – знакомство учащихся с новым видом сказки – богатырская. Задачи включают в себя образовательные, развивающие и воспитательные линии, соответствующие стандартным требованиям программы, связаны с предыдущими учебными занятиями. Структура урока соответствует типу и особенностям урока литературного чтения по технологии чтения текста во 2 классе, основанной на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности и технологии проблемного диалога, обеспечивающим творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога. Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны. На этапе актуализации и постановки проблемы использовался метод постановки проблемы. Ученикам предлагалось составить скороговорку и, по предложенному алгоритму, научиться правильному произношению повторяющихся звуков. Это способствовало развитию чёткости речи, дикции, а также созданию мотива для изучения нового материала, актуализации имеющихся у учащихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Подводящий к формулированию темы диалог на данном этапе позволил учащимся повторить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, самостоятельно определить тему урока. На этапе актуализации знаний использовались индивидуальная и фронтальная форма работы. Технология формирования типа правильной читательской деятельности во 2-м классе включала в себя три этапа работы с текстом. Первым этапом данной технологии являлась работа с текстом до чтения. Методический приём антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения), использованный на данном этапе урока, позволил определить смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста по названию произведения. Организованная данным образом работа позволила вызвать у учеников интерес к новому материалу. Рассказ учителя, сопровождающийся слайдами мультимедийной презентации, содержащий материал для зрительного восприятия в соответствии с принципом наглядности, на данном этапе уроке способствовал воспитанию чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине. Работа с иллюстрациями позволила учащимся отметить особенности предметов, которые говорят о древности сказки. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, индивидуальной), а также применением здоровьесберегающих технологий (тематическая физминутка). Учащиеся использовали приёмы самоконтроля, осознанно отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей. На втором этапе работы во время чтения текста применялся метод комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) проводилась по ходу чтения. В этом случае она стала для учащихся мотивированной и интересной. По ходу чтения учителю становилось понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толковалось в контексте, а не вне его. На данном этапе учащиеся повторили понятие литературного термина «гипербола», смогли сами определить, где в богатырской сказке использовался приём чрезмерного преувеличения, а также уточнили значения слов «наказ» и «напутствие». Эта работа была направлена на уточнение и расширение словарного запаса. Использованные методы, приёмы выборочного чтения для ответов на вопросы после чтения каждой части, формы работы с учащимися позволили достичь понимания текста. Третий этап технологии формирования типа правильной читательской деятельности предусматривал работу с текстом после чтения. Эта работа проводилась в форме беседы по содержанию текста в целом. Результатом данной работы явилось понимание учащимися смысла сказки. Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. Этот этап был проведён в форме беседы о жанровых особенностях сказки. Как средство, использовалась мультимедийная презентации, где учащиеся уточнили свои знания по данной теме. В качестве домашнего задания учащиеся получили творческое задание выполнить иллюстрацию к сказке, что позволит оценить детей как художников (точны ли они в деталях, совпадает ли их видение с сюжетом сказки). Я считаю, что цель данного урока была достигнута, все поставленные задачи реализованы. Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности, технологии проблемного диалога, выбранные методы, формы и средства обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.