ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕКТ Целевой раздел, планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО (формирование ИКТ – компетентности обучающихся)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 11»город Череповец ЕДИНИЧНЫЙ ПРОЕКТЦелевой раздел, планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО(формирование ИКТ – компетентности обучающихся)2013-2014 учебный год Авторы: Ботина Л.Н., учитель английского языка,Беленкова Т.Д., учитель химии,Зимина Т. А., учитель биологии, Коробицына Т.Н., учитель немецкого языка Паспорт проекта Тема проектаКлючевая проблемаЦель проектаЗадачиКлючевые идеиСроки реализации Проект составлен на основе нормативных документов План мероприятий («дорожная карта») «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013 – 2018 годы (в соответствии с региональной и муниципальной «дорожной картой» и с комплексом мер по модернизации общего образования Вологодской области на 2013 год);План – график введения ФГОС ООО на 2013 -2014 год (в соответствии с комплексом мер по развитию системы образования Вологодской области на 2013 год);План разработки ООП ООО на 2013 – 2014 учебный год. Пакеты работ(сроки указаны в проекте) 1. Создание рабочей группы по разработке и выполнению единичного проекта2.Изучение требований ФГОС к ООП ООО3.Формирование модели единичного проекта4.Согласование и утверждение проекта5.Реализация единичного проекта6.Мониторинг внедрения проекта, коррекция7. Защита проекта Ресурсы для реализации проекта(информатизация МБОУ «СОШ № 11») Количество АРМ в ОУ – 150, из них103 ноутбука Количество оборудованных кабинетов информатики, с доступом в интернет – 3 Количество компьютеров со свободным программным обеспечением 0 Наличие периферийной техники: принтеров – 8 сканеров – 4 мультимедийных проекторов – 30 ксероксов – 1 многофункциональных устройств – 13 цифровые плазменные панели – 2 интерактивные доски – 26 Комплект учебно-лабораторного оборудования для начальной школы 2 Наличие сервера - да Контроль хода реализации Проекта распределение и закрепление ответственности между отдельными субъектами;планирование и выполнение мероприятий мониторинга реализации Проекта;конкретизация направлений Проекта в планах деятельности ОУ;отчёты о ходе реализации Проекта на заседаниях Координационного совета. Оценка рисков реализации проекта Внешние риски:изменение федерального законодательства в части финансирования системы образования;при большом количестве участников проекта возможна несогласованность действий и сбои в работе;недостаточная компьютерная грамотность участников образовательного процесса.Внутренние риски:неподготовленность большого процента педагогов к ситуации перемен;сбои в координации и синхронизации деятельности проектных групп по реализации направлений проекта;использование участниками проекта традиционных средств и методов для решения принципиально новых задач;нехватка времени для реализации проекта из-за большой загруженности участников проекта; Минимизация рисков возможна при: создании школьного координационного совета, регулирующего работу над проектом;определении четкой последовательности внедрения моделей образовательного процесса и необходимых технологических процедур; определение на каждом этапе оптимальных форм и методов деятельности;стимулировании участия педагогов в инновационной деятельности;разработке методики диагностики результативности деятельности; информировании о реализации проекта родителей и общественности;обмене опытом при создании информационного банка по теме проекта. Достигнутые результаты при разработке проекта: Создана рабочая группаИзучены и систематизированы нормативные документыПодобрана и изучена необходимая литература для реализации проекта Перспективные задачи по реализации проекта: Улучшение материально-технической базы ОУ для повышения информатизацииРабота со школьным сайтомПланирование повышения квалификации педагогов по проблеме «Использование ЭОР». Программа «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся» Цель: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.Задачи: - формирование единого информационного пространства школы МБОУ “СОШ № 11; - повышение уровня ИКТ - компетентности педагогов МБОУ “СОШ № 11”; - формирование информационной культуры обучащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий. Принципы формирования единого информационного пространства Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении;информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ. ИКТ-компетентность педагога Принципы формирования ИКТ-компетентности обучающихся Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются: понимание основных принципов работы устройств ИКТ;подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;базовые действия с экранными объектами;соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном. Средства ИКТ, используемые в ходе формированияи применения ИКТ-компетентности технические программные Условие формирования ИКТ-компетентности обучающихся – насыщенная информационная среда образовательного учреждения Оценка сформированности единого информационного пространства школы рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;количество сетевых образовательных объединений педагогов Оценка ИКТ-компетентности педагогов учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры Оценка ИКТ-компетентности обучающихся Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов учитель должен быть настроен на формирование этой компетентностипотребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые учитель обычно дает своим ученикам (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ - компетентности);на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Требования к тестовым заданиям любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой обучающемуся приходится решать аналогичные задачи;особое внимание необходимо сделать на объем текста, который обучающийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту. выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, «житейских» ситуациях и т.д. Рекомендуемая и используемая литература а) Основная1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [Текст]: пособие для учителя.\ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 6-32.2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. . [Текст]: пособие для учителя.\ А.Г. Асмолов, Г.В.3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. [Текст]\Бархаев Б.П. – СПб.: Питер, 2009. - 448 с.4. Болотов В.А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования.\ В.А. Болтов, И.А. Вальдман, М.А. Пинская. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. iuorao.ru/2011-01-04/145-2011-01-085. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика).И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2008. – 192 с.7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений\ Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров; 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.8. Корнеев И.К. Информационные технологии [Текст]: учебник.\ И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандопуло, В.А. Машурцев.-М.: Проспект, 2009. – 224 с.9. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений\В.С. Мухина; 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.10. Петерсон Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…» [Текст]\ Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. – М., 2008.11. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности 050706(031000) – Педагогика и психология; 050701(033400) – Педагогика\ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.-М.: Академия, 2007. – 368 с.12. Трайнев В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий [Текст]\В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев. – М.: Дашков и К30 -13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.14. Чернобай Е.В. Методика подготовки учителей к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде. [Текст]\ Е.В. Чернобай.\\Информатика и образование.-2011 г. - №2.-С. 76-80.б) дополнительная1. Бунеев Р.Н. Личностно ориентированное образование. [Текст] Р.Н. Бунеев\\ Образовательнная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.2003.2. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии [Текст]: Книга для учителя начальных классов\ Н.М. Конышева.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. [Текст]\ Г.Ю. Ксензова. – М.,2001.