Презентация на тему СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Титова Ирина Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 г.Поронайска Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Без хорошо продуманных методов и приёмов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему я стараюсь совершенствовать те методы, приёмы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. С помощью разнообразных методов на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.. Цели: воспитание любви к природе и бережное отношение к ней;развитие умения практического исследования природных объектов;развитие умения доказывать выдвигаемые предположения, убеждать, составлять схемы;расширение и уточнение представления об окружающем мире;развитие интереса к познанию окружающего мира;развитие логического мышления, памяти, воображения, фантазии, речи;развитие кругозора учащихся, умение анализировать, обобщать, делать выводы;развитие наблюдательности, умение классифицировать, умение сравнивать. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста По мнению Даниловой Е.Е., младший школьный возраст является сенситивным:для формирования мотивов учения, развития устойчивых продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;развития познавательных потребностей и интересов;раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;усвоения социальных норм, нравственного развития;развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста: Создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира «Самостоятельность головы учащегося, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения» К. Д. Ушинский Наиболее существенными элементами учения являются: создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно - творческих упражнений;осознание и овладение учащимися приёмами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно - творческих упражнений. Способ аналогий или задание по образцу: Виды аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная (эмпатия). Виды аналогий: При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.Символическая аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный словесный или графический образ объекта.Фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти ранее известным путём.В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Индуктивный, аналитико-синтетический способ Учащиеся самостоятельно или вместе со мной исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала тоже способствует созданию проблемной ситуации на уроке.Выдвижение проблемного вопроса.Самим найти в излагаемом материале познавательную проблему, четко сформулировать её и аргументировать её решение. Использование природоведческих задач при развитии познавательного интереса Типы задач: а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.б) Задачи, способствующие развитию логического мышления.в) Задачи на распознавание натуральных объектов.г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.д) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.е) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.ж) Задачи, связанные с самонаблюдением. з) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию. Психологические требования к игре «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский. К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования: Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования. Функции игры Учебная игра выполняет несколько функций:обучающую, воспитывающую, развивающую (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи); мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса;профориентационную (помогает учащимся ориентироваться в мире профессий и выборе будущей специальности); развлекательную (развлекает, доставляет удовольствие, воодушевляет, побуждает интерес). Примеры познавательных игр: 1) Игры - упражнения.2) Игра-поиск.3) Игры - соревнования.4) Сюжетно - ролевые игры.5) Познавательные игры - путешествия. Анализ результатов деятельности.Динамика развития познавательной сферы учащихся: № Познавательный процесс / уровень (%) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Память: первичное повторное 48 48 4 56 40 4 2. Мышление 60 24 16 68 24 8 3. Внимание 20 68 12 52 44 4 4. Школьная мотивация 55 30 15 60 36 4