Презентация опыта работа Конструирование личностно-ориентированного урока истории.Урок изучения нового материала


«Конструирование» личностно-ориентированного урока истории. Урок изучения нового материала Презентация опыта работы АВТОР: учитель истории МОУ СОШ № 17 г.Новоалтайска Анцупова Ирина Петровна немного о себеОкончила исторический факультет БГПИ в 1991 году по специальности «история и советское право». Присвоена квалификация учителя истории и советского права средней школы.С 1991 года работаю в средней школеСтаж педагогической деятельности 17 лет, в том числе в МОУ СОШ №17 –14 летПреподаю историю, обществознание, экономикуВеду элективные курсы «Практическое право» и «Экономика и предпринимательство» Немного о себе:Разработала программы элективных курсов: «Россия на рубеже XIX—XX вв. Реформы и реформаторы» «Экономика и предпринимательство». Апробировала программу «Практическое право»с 2005 являюсь руководителем ШМО, членом методического советаВ 2004-2008 гг. являлась руководителем творческой группы «Применение технологий ЛОО в преподавании истории и обществознания» при городском методическом объединении тема самообразования«Применение технологий ЛОО в преподавании истории и обществознания» теоретическая база опыта:Долженко Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования. Барнаул, 2003. Долженко Ю.А. Проблемы формирования ‘’успешного’’ педагога в системе постдипломного образования. Барнаул, 2001. Заир-Бек С. Технология критического мышления посредством чтения и письма\\ Библиотека в школе. Приложение к ‘’Первому сентября’’ Теоретическая базаКоротаева Е.Е. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников.\\ Библиотека журнала ‘’Директор школы’’- 2003 - № 2. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения\\ журнал ‘’Завуч’’- 2005-№ 1. Лукьянова М.И. Теоретико- методические основы организации личностно-ориентированного урока\\ журнал ‘’Завуч’’- 2006- № 2. Лукьянова М.И., Разина Н.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика. М., 2006. ( электронная версия). теоретическая базаМуштавинская И.В. Технология критического мышления\\ журнал ‘’ Методист’’- 2002- № 2.Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности\\ Школьные технологии-2005-№ 1Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., Владос, 2005. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов-на-Дону, 2005. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения\\ библиотека журнала ‘’Директор школы’’- 2000- № 7.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПЫТА:Цель данной работы: ’’сконструировать’’ личностно-ориентированный урок истории –урок изучения нового материала, основываясь на достаточно хорошо разработанных концептуальных и теоретико-методологических основах организации личностно-ориентированного обучения. Для достижения цели автор опыта ставит следующие задачи: 1)сформулировать основные принципы ‘’конструирования’’ личностно-ориентированного урока и технологические характеристики построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности; 2)определить структурные компоненты личностно-ориентированного урока изучения нового материала; 3) раскрыть механизм реализации личностно-ориентированного урока; 4)определить основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. НОВИЗНА ОПЫТА: Технологические (процессуальные) аспекты личностно-ориентированного образования (и в первую очередь, способы построения и проведения урока) разработаны в недостаточной степени. Автор опыта предлагает свой ‘’ сценарий’’ построения и проведения личностно-ориентированного урока истории—урока изучения нового материала. Опыт имеет практико-усовершенствованную направленность. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ: ‘’Сконструировать’’ урок на основе концептуальных и теоретико-методологических основ организации личностно-ориентированного обучения, используя наиболее эффективные методы активизации учебно-познавательной деятельности, формы организации учебной деятельности через создание учебной ситуации, являющейся основой и механизмом реализации личностно-ориентированного урока.  «Конструирование» личностно-ориентированного урока истории. Урок изучения нового материала принципы:ученик--субъект собственной учебной деятельности, способный учится по желанию и выбору;каждый ученик—индивидуальность ;учитель на уроке—собеседник, фасилитатор (создающий условия для учения) и эксперт;образовательное пространство должно быть комфортно для участников образовательного процесса и способствовать их развитию;личность развивается в процессе собственной деятельности. Ученик—активный участник урока;взаимодействие учителя с учащимися предполагает опору на правило трёх «П»: понимание (видеть ребёнка «изнутри»), принятие (безусловно положительное отношение к ребёнку, к его индивидуальности), признание (наличие у ребёнка права голоса в решении тех или иных проблем). Проектируя урок необходимо предусмотреть:диагностично заданную цель;наличие логики определённых этапов изучения нового материала;мотивацию деятельности учителя и учащихся, основанных на реализации их личностных функций (выбор, жизненный опыт и личностный смысл);обучение учащихся способам учебной и других видов деятельности;наличие обратной связи;способы взаимодействия участников урока;наиболее эффективные приёмы и методы с точки зрения цели урока, уровня способностей и возможностей учащихся, возрастных особенностей ;разнообразный дидактический материал. технологические характеристики построения и реализации личностно-ориентированного подхода к познавательной деятельности: привлечение учащихся к целеполаганию и составлению плана урока;выбор учащимися предметного содержания различной сложности;оценивание не только результатов, но и процесса деятельности; совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учёт способов, фактических результатов ,объёма;формирование когнитивных структур (системы научных знаний о природе, человеке,обществе);использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности и интересы;использование проблемных заданий ;организация разрешения проблемных ситуаций; изучение и формирование творческой деятельности;организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;ориентация учащихся на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.  ’ «Сценарий’’ урока (структурные компоненты урока). Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности каждого ученика ; для максимального влияния образовательного процесс на развитие личности ребёнка ; достройка ‘’я’’ ученика и педагога Задачи урока: Образовательные: создать условия для освоения предметных знаний, умений , навыков ; Воспитательные: создать условия для развития личностных качеств; формирование активной жизненной позиции; формирование потребности и способности к деятельности ; Развивающие: развитие познавательного интереса , творческих способностей, речи, внимания, креативных составляющих мышления; расширение круга возможностей и реализованных способностей. Таблица 1. ‘’Сценарий’’ урока изучения нового материала.Этап урокаДидактические задачиДеятельность учителяДеятельность учащихсяПрогнозируемые результатыI.Организационный. «Создаём настроение»Мобилизация учащихся для работы на уроке.Создание положительного эмоционального настроя на работу.Сосредоточение внимания.Создание положительного эмоционального настроя на работу.II.Целеполага-ние. Подготовка к активной УПД. «Ставим цели. Строим планы».Определение цели и задач урока. Выработка плана действий, формирование мотивов учения. Активизация и актуализация ЗУН и субъективного опыта.Выявление сил и возможностей для достижения поставленных целей.Сообщение темы урока или создание учебной ситуации.«Окультуривание» субъективного опыта учащихся.Активизация и систематизация полученных ранее знаний.Планирование учебной деятельности.Высказывание предположений.Формирование навыков целеполагания, умения структурировать и систематизировать полученные ранее знания.III.Освоение нового материала. «Открытие нового». «Достройка «Я».Формирование конкретного представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, событиях. Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний, усвоение способов, средств деятельности. Установление степени усвоения материала, устранение возможных пробелов в изучении материала.Создание условий для восприятия, осознания, систематизации и обобщения нового материала. Оказание помощи. Проверка степени понимания учащимися учебного материала. Организация групповой, парной, фронтальной, индивидуальной самостоятельной работы.Непосредственная работа с новым материалом, его творческая переработка и интерпретация. Сообщение результатов работы с информацией. Формирование личностного знания. Развитие навыков работы с информацией; развитие навыков работы в парах, группах. Освоение способов учебной деятельности. IV.Закрепление нового материала«Проверка открытий»Закрепление нового материала, умений, навыков, способов деятельности. Включение «нового» в систему ранее изученного. Создание условий для « вызова» полученных знаний на последующих уроках. Организация закрепления. Создание условий для использования полученных ЗУН и СУД (способов учебной деятельности).Соотношение нового материала с ранее изученным материалом. Применение нового материала в новых условиях. Выполнение познавательных творческих заданий.Формирование умения применять новые знания в новых условиях, решать практические и теоретические задачи. Обогащение субъективного опыта учащихся.V.Рефлексия.Создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и СУД.Организация общения для подведения итогов урока. Оценка активности учащихся. Оценка качества учебной деятельности учащихся отметками.Оценка собственной деятельности. Обсуждение итогов урока. Составление «картины деятельности».Формирование критического анализа своих действий. Становление личностного смысла учения.VI.Постановка домашнего заданияПостановка разновариантного домашнего задания с правом выбора способа его выполнения.Сообщение домашнего задания. Проведение инструктажа по его выполнению. Проверка правильности понимания домашнего задания.Запись домашнего задания. Постановка вопросов по его выполнению.Успешное выполнение домашнего задания. Проявление творческих способностей. Развитие устойчивой потребности в приобретении знаний. ’Сценарий’’ урока изучения нового материала Механизм реализации личностно- ориентированного урока. Основные признаки личностно-ориентированной учебной ситуации :Постановка проблемы через развитие познавательной активности, вызов интереса к проблеме, поощрение инициативы учащихся;Обращение к мнению детей, их знаниям и опыту;Звучание разных точек зрения учеников;Предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения (выполнение творческой работы, выступление с сообщением и др.);Обеспечение условий каждому ученику, с тем чтобы почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал. Механизм реализации личностно- ориентированного урока. признаки личностно-ориентированной ситуации могут быть реализованы посредством Диалога;Задач как содержания учебного материала. Учебный диалог формирует познавательный интерес ученика;даёт возможность утвердиться;развивает речь, мышление;формирует навык делового общения;формирует умение формулировать вопросы, вести дискуссию;раскрывает интеллектуальные возможности;является средством обучения, содержанием и источником личностного опыта; способствует совместному поиску «истины».  Механизм реализации личностно- ориентированного урока. виды учебной деятельности наиболее подходят к организации диалога:Учебно-исследовательская деятельность (выполнение практических работ, написание рефератов, работа с историческими первоисточниками и т.д.);Организация дискуссий (определение своего мнения по одной из актуальных тем, сравнение различных точек зрения, подготовка аргументированных ответов на поставленные учителем вопросы, публичное выступление и т.д.);Организация групповой работы (обсуждение и определение общей позиции в группе, выступление со своей позицией перед другими группами);Учебное комментирование (обсуждение текста или устного сообщения, направленное на выявление причин, следствий, оценок, отношений к обсуждаемому событию, явлению, процессу Механизм реализации личностно- ориентированного урока. Типы задач:Задачи, предполагающие разные гипотезы с последующей их проверкой в ходе урока Метод ученических гипотеззадачи—сравнения а)при анализе авторских текстов. типы задач:Б)соотнесение исторического опыта с действительностьюМетод аналитических сравнений Метод переживания смысла исторического явления (практическое осуществление) типы задач:задачи-исследования Исследование—включение учащихся в поиск самостоятельных ответов на предложенные вопросы, решение познавательных задач. Исследовательский метод Типы задач:задачи—интриги в основе лежит интригующий образ, который увлечёт детей, заставит задуматься, высказать свои предположения, проверить их и в дальнейшем раскрыть этот образ. Метод образов Типы задачзадачи-концентры задачи данного типа предполагают определение темы урока в виде символа-образа, концентрирующего основные положения темы. Метод концентров (знаковая систематизация знаний) типы задач:Задачи—альтернативы Данные типы задач предполагают выбор вариантов исторического развития реально существовавших в истории. Метод исторических альтернатив (оценка реально существующих путей(решений) развития) типы задач:Задачи—оценки Оценить значит высказать суждение на основе имеющихся данных, представить аргументы, за щитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Метод оценок исторических явлений, событий, процессов, личностей типы задачЭвристические задачи Эвристическая беседа—это серия взаимосвязанных вопросов, ответив на которые учащиеся приходят к решению задачи. Метод: Эвристическая беседа