Критерии и показатели эффективностивнеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках введения ФГОС


Критерии и показатели эффективностивнеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках введения ФГОС НООФКОУ В(С)ОШ №2 ГУФСИН Россиипо Свердловской областиДокладчик: Бердникова Людмила Юрьевна МО классных руководителейРуководитель МО: Фалахутдинова Р.Н. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта. В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное. При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы ориентировались:- на запросы родителей;- на традиции школы; - учитывались интересы и склонности педагогов;- возможности образовательных учреждений дополнительного образования;- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах. Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, обще-интеллектуальному художественно-эстетическому развитию. Привлечение школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, где создаются условия для неформального общения и совместной деятельности, которая и является необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций.Формы занятий: игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция. Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, педагогов и родителей. Первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния. При этом следует рассмотреть следующие аспекты:- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.  Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Наряду с анализом включенности важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В качестве критериев могут выступать принципы- гуманистическая направленность деятельности (степень учета интересов и потребностей детей, учет индивидуальности, создание условий для формирования у учащихся навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения)- системность организации внеурочной деятельности (установление взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями; между основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным, оценочно-результативным; между урочной и внеурочной деятельностью.- вариативность видов, форм и способов организации внеурочной деятельности (представляющих для детей реальные возможности свободного выбора добровольного участия)- направленность деятельности на развитие и проявление творчества (возможности заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством).Для анализа данных показателей можно использовать педагогическое наблюдение, анкетирование, беседу, метод экспертной оценки и самооценки. При анализе ресурсов важно выявить недостатки и проблемы ресурсного обеспечения, пути и способы их устранения. Рассматриваются позиции:- кадровые ресурсы- информационно-технологические- финансовые- материально-технические- организационно-управленческие. Состояние системы внеурочной деятельности учащихся Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность.Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики:- личность самого младшего школьника- детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика- профессиональная позиция педагога. Мы рассмотрели такой подход и постарались составить критериальную таблицу. При диагностике личности младшего школьника необходимо определить направление, в котором происходит развитие личности ученика, ценности, на которые он ориентируется, определить его отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Диагностика проводится через наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, а также через психологические диагностики, раскрывающие качественную сторону личностного развития детей. Авторы составили методику диагностики личностного роста школьников, который представляет собой опросник из 91 утверждения и предназначен для учащихся 5-7 и 8-9 классов. Четко разработанной диагностики личностного роста для младших школьников мы не нашли. Тогда мы обратились к серии «Стандарты второго поколения» и из пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» взяли основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы. К ним относятся:Самоопределение.- формирование основ гражданской идентичности личности- формирование картины мира культуры- развитие Я-концепции и самооценки личности.Смыслообразование формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности Нравственно-этическая ориентация- формирование единого образа мира при разнообразии культур-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения- знание основных моральных норм- формирование моральной самооценки-развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.Для диагностики данных критериев есть методики, но некоторые из них рекомендуется применять с 9 лет Второй предмет диагностики – детский коллектив. Современный ребенок развивается, как личность в нескольких разных коллективах - классе, кружке, спортивной секции. Они разные по характеру деятельности, по способам вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими ролей, по длительности пребывания в них. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а так же характер взаимоотношений школьников в нем. Литература1. Интернет ресурсы 2. «Внеурочная деятельность школьников» Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. Москва «Просвещение» 2013 Методический конструктор.