Путешествие по стране фразеологизмов


Аннотация Тема: урок по русскому языку в шестом классе «Путешествие в страну фразеологизмов»Автор – Ершова Наталья Валентиновна, учитель русского языка МОУ «Мысовская СОШ» Кабанского района Республики БурятияЦель: повысить эффективность урока с помощью ИКТИспользованные технологии и ресурсы:-MS Power Point, ресурсы Интернета, сканирование изображений; учебник по русскому языку 6 класса, авторы Р. Н, Бунеев, Е.В. БунееваФормат работы – презентацияЦелевая аудитория – учащиеся 6 классаМетодические рекомендации - может быть использовано при объяснении темы «Фразеологизмы» на уроке русского языка в 6 классеОбъем - 27 слайдов Путешествие в страну фразеологизмов(урок по русскому языку в 6 классе) Цели урока:Пробудить интерес учащихся к фразеологииНаучиться распознавать фразеологизмы в текстеУсваивать смысловые значения фразеологизмовНаучиться правильно пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи По морю знаний мы мчались на всех парусах Неожиданно перед нами появилась новая земля ! Взглянем на карту! Остров фразеологизмов Остров синонимов Остров антонимов Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в процессе речи, а воспроизводятся по памятиСоотносятся с определенным понятием и обозначают нечто единое по смыслуВ предложении являются единым целым Например: По морю знаний мы мчались на всех парусах.Мчаться на всех парусах * -быстро передвигаться, спешить (словарь фразеологизмов) Фразеологизмы характеризуют разные стороны жизни человека: Трудолюбие :работать, засучив рукава, работать в поте лица, золотые руки Настроение: задрать нос, повесить нос Взаимоотношения с другими людьми Закадычные друзьяВерные друзьяДрузья – водой не разольешь Задание: объясните значения фразеологизмов, имеющие в своем составе наименование частей человеческого тела Голова: человек с головой, морочить голову, потерять головуГлаза: хлопать глазами, пускать пыль в глазаНос: задирать нос, вешать нос, клевать носомНоги: уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног Фразеологизмы могут появляться в связи с профессиональной лексикой Например, в связи с освоением людьми воздушного пространства и космоса появился фразеологизм штурмовать небо, то есть взлетать в небо на самолете или выходить в космос на космическом корабле Библейские фразеологизмы Многие фразеологические обороты пришли в нашу речь из Библии Фразеологизм «Отпустить с миром» Происхождение этого фразеологизма связано с предсказанием старцу Симеону, что он покинет землю и попадет в Царствие небесное, увидев Спасителя.Когда Мария понесла новорожденного Иисуса в церковь, им встретился старец Симеон, который возрадовавшись, благословил Иисуса и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром!» Исторически возникшие фразеологизмы Происхождение этого фразеологизма связано с первыми русскими рукописными книгами – летописями. Летописцы писали острой палочкой – писалом - на пергаменте – специально выделанной телячьей коже. Поэтому прочитать летопись значило ознакомиться с ней от корки до корки Сказочные фразеологизмы Фразеологический оборот «За тридевять земель» вошел в нашу речь из русских народных сказок. Часто царевич идет искать счастья за тридевять земель в тридесятое царство В нашей речи также есть фразеологизмы, пришедшие к нам из античной мифологии Например, фразеологический оборот «Ахиллесова пята» связана с древнегреческим героем Ахиллесом, сыном принца Пелея и нимфы Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, мать-волшебница окунула его в детстве в волшебный источник. Волшебная вода полностью накрыла тело, кроме пятки, за которую мать держала сына.С тех пор ни меч, ни стрелы врагов не причиняли вреда Ахиллесу, пока во время Троянской войны случайно стрела, пущенная защитником Трои, не прервала его жизнь … Проходя фразеологический лес, мы встретимся с его жителями. Итак, вперед! Восстановите фразеологизм по рисунку! Носить кота в мешке Сесть на любимого коня Медведь на ухо наступил Уставился, как баран на новые ворота На нашем пути – дом писателей Многие писатели XIX века обогатили русскую фразеологию Александр Сергеевич Пушкин «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Лев Николаевич Толстой «Власть тьмы»«Живой труп»«Плоды просвещения» Александр Сергеевич Грибоедов «И дым Отечества нам сладок и приятен…»«Счастливые часов не наблюдают…»«Злые языки страшнее пистолета…» Задание: Восстанови по рисункам фразеологический оборот из известной басни И. А. Крылова Фразеологический словарь Фразеологический словарь – особый вид толкового словаря, в котором вы сможете узнать о значении и происхождении 4000 фразеологизмов русского языка. Также в словаре говорится об употреблении фразеологизмов, приведены их синонимы и антонимы Узнать о значении и происхождении фразеологических выражений вы сможете, прочитав « Школьный фразеологический словарь русского языка и книгу «Учусь понимать образные выражения» Узнать много новой интересной информации о словах русского языка вы сможете, прочитав эти книги: Надеемся снова встретиться с вами на уроках - путешествиях по разделам русского языка!