Презентация к выступлению на педагогическом совете Психологическая компетентность учителя


Психологическая компетентность педагоговПедагог-психолог Смирнова С.Ю.2013 В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский Именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности ребёнка. И особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. Учитель должен помочь своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, создать такие условия, что бы ученики шли на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Тогда и учителя получают удовольствие от своей работы. Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Расширяются профессиональные функции учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением роли организатора учебного процесса, консультанта, проектировщика, исследователя, психолога .  Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности. Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических компетентностей. Грамотный педагог знает психологию, а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т.е. знает и реально учитывает психологию взрослых и детей. В чем заключается психологическая компетентность современного педагога? В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся. Психологически компетентный педагог – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. В структуре психолого-педагогической компетентности выделяют три компонента: дифференциально-психологический; аутопсихологический; социально-психологический. Дифференциально-психологическая компетентность осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;  Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Социально- психологическая компетентность подразумевает знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения с родителями , администрацией, коллегами. Данные социологического опроса «Психологическая грамотность и компетентность учителя». в опросе приняли участие - 30 педагогов - уровень наличных знаний по психологии; высокий 0% 8% низкий 6% (2 человека) 58% средний 94% (28 человек) 34 % умение проектировать различные психологические ситуации: затрудняюсь 23% 13% средний 53% 61% высокий 24% 26%  Данные социологического опроса учителей - умение за поведением ребёнка видеть его психологи-ческое состояние; высокий (да) 50% 38% затруднения 47% 56% нет 3% 6 % учёт индивидуально-психологических особенностей при обучении в классе: нет 0% 58% иногда 64% 39% всегда 30% 23%  Психологическая компетентность учителей МОУ СОШ № 1До 12 баллов – очень низкая компетентен 13% От 12 до 18 баллов – малая степень компетентности, 55%От 18 до 24 баллов – достаточная степень компетентности. 32%Чем ближе к 24 баллам, тем выше компетентность педагога. На основе проведённого анкетирования можно сделать вывод:педагогический коллектив обладает средним уровнем психологической грамотности, а уровень психологической компетентности оставляет желать лучшего. Психологическая компетентность формируется у педагога в течение всей профессиональной жизни В развитии психологической компетентности главная роль отведена:профессиональному и личностному самосознанию; выделению своих профессиональных позиций; самосовершенствованию; Что бы развивать психологическую компетентность надо не просто больше и лучше знать человека, а включать эти знания в практику . Психологическая компетентность проявляется не только в позиции учителя по отношению к детям, родителям, коллегам, администрации, но и в отношении к себе - своей педагогической деятельности и психическому здоровью. Учителя наиболее подвержены стрессам, ведь учителям ежедневно по несколько часов приходится иметь дело с детьми и подростками, а это, по большей части, еще не сформировавшиеся личности, следственно – люди довольно неуравновешенные. Добавляют напряженности и взаимодействие педагога с родителями учеников. Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срыва. Если же под горячую руку попадут и дети, ставши невольными свидетелями слабости учителя, это будет крайне тяжело потом поправить. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителям — мужчины и женщины, активные и пассивные, спокойные и подвижные, холерики и флегматики – просто срывы проходят по-разному. Психологи отмечают , что учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву. На детях , родителях, коллегах выплескивать раздражение порционно, чтобы не копилось, нельзя конечно, но есть и другие способы борьбы с ним. ДЕТИ… Как правильно сделать замечание ученику на уроке1. Избегайте замечаний в ультимативной форме, больше используйте форму «Я-послание» : «мне кажется лучше сделать так; мой опыт говорит о том, что такой путь рациональнее».2. Настройтесь на положительный результат, как только ученик сделал что-то хорошее, похвалите его. Не указывая прямо на ошибку: «посмотри внимательно, вот в этом действии что-то ты сделал неверно». 3. Если после череды неудач, невыполненных заданий вдруг возник проблеск выученного урока, не говорите о том, что успех случаен, а вариант работы был самый легкий. Похвалите ученика. 4. Извиняйтесь за свои промахи и ошибки. 5. Не сравнивайте его с другими учениками, братьями и сёстрами. 6. Живите в ситуации «здесь и сейчас». Не напоминайте о его прошлогодних промахах и прошлонедельных ошибках. Игры-релаксациЗа 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке. Упражнение 6. “Голова”Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.Упражнение 2 “Пресс”Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенностиСуть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет Родители…. Упражнение . “Мария Ивановна”Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с родительницей. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя при следующем общении Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт. «Особенности педагогического общения с родителями, основанные на чувстве педагогического такта». Развивайте культуру общения: в разговоре с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте сдержанность и терпимость к иным точкам зрения. Умейте выслушать собеседника; понять его; встать на его точку зрения; признать его правоту; убедить в своей правоте.Будьте демократичны в общении с родителями: не приказывайте, а советуйте, не инструктируйте, а делитесь мнением.Помните, сотрудничество – это неавторитарный (ненасильственный) процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров. Основа сотрудничества – взаимоуважение, взаимообогащение и взаимодополнение участвующих сторон. «Особенности педагогического общения с родителями, основанные на чувстве педагогического такта».Помните, опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.Учитывайте специфику семьи и формируйте представление родителей о школьном учреждении как воспитательно-образовательном социальном институте.Не забывайте, что взаимодействие семьи и школы невозможно без знания каждой стороной особенностей друг друга.Изучайте и пропагандируйте положительный опыт конкретной семьи для использования его другими родителями. Как избежать стрессаПомните! Реакция на события целиком и полностью зависит только от нас.Эмоциональная разгрузка;чувство юмора;перемены;спокойно выяснять конфликты;беречь свою нервную систему;уметь абстрагироваться;реалистичность; Помните!Даже ангелам нужен отдых… Удачи вам, сельские и городские, уважаемые учителя! Добрые, злые и никакие – капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, когда вы входите в школьные классы, Одни — как в клетку, другие — как в храм. Роберт Рождественский