«Взаимодействие игровой и учебной познавательной деятельности младьших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»


Взаимодействие игровой, познавательной деятельностимладших школьников в условияхреализации ФГОС НОО
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).

перегрузка однообразным учебным материалом Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса ограниченные возможности для творческого самопроявления



В современной школе игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра помогает лучше усвоить учебный материал вызывает у детей живой интерес к процессу познания активизирует их деятельность Помогает снять чувство усталости Усиливает непроизвольное запоминание Раскрывает способности детей, их индивидуальность
ppt_xxshearppt_x
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Значение игры в обученииВ современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса игры бывают:обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
Из моего личного опыта На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д. Это способствует повышению эффективности в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.
Сказки о музыке к урокам «Как, мальчик познакомился с нотками» Сказка «Как нотки научились петь» РАДУЖНАЯ ПЕСЕНКА (музыкальная сказка)
Играем с песнями. Музыкальные конкурсы к празднику.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вспомни песнюспеть из любой новогодней песни куплет, начинающийся на загаданную ведущим букву.Допой песнюпредложить строку из песни, а ребята поют куплет.Угадай песнюописать в нескольких словах в юмористическом тоне содержание песни, а соревнующиеся называют песню.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Загадай песнюребёнок загадывает песню, а отгадывающие задают ему вопросы , учитывая, что ответ будет только «да» или «нет», называют или поют «неизвестную» песню.Сложи песнюучастники получают листочки со строчками текстов нескольких песен и отбирают указанную ведущим песню.Узнай песнюпредложите смешные рисунки - загадки, на которых будет отражено общее содержание песни, возможен вариант с ребусом, в котором зашифрована строка из песни.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Нарисуй песнюодин из ребят должен нарисовать содержание заданной песни так, чтобы члены его команды смогли её отгадать.Восстанови песнюдетям вручается лист, на котором написана песня с пропуском некоторых слов. Восстановить песню можно по памяти, можно выбрать нужные слова из написанных на листочках, а можно предложить выбрать картинку с подходящим изображением.Расскажи песнюпередай содержание песни своими словами. Наиболее удачный ответ - тот, который всех рассмешил.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Исправь песнюна листе написана песня с ошибками: переставлены или заменены слова, поменяны местами строчки или куплеты. Кто быстрее исправит? Покажи песнюв этом конкурсе потребуется актёрское мастерство, чтобы при помощи жестов, мимики и подручных материалов исполнить заданную песню молча. Возможно командное исполнение.Назови строчку из песнииспользуется «перевёрнутая» фраза, а именно: подбираются слова - антонимы к строчке из известной песни, чтобы отгадать, нужно ребятам тоже подобрать нужные антонимы (в поле умер дуб - в лесу родилась ёлочка).
Музыкальные загадки. «Помоги щенку отгадать музыкальные загадки»

Бабочка растерялась, никак не может найти правильную клавиатуру. Она думает, что правильная клавиатура под номером 3, а как думаешь ты?Найди правильную клавиатуру
Фантастический музыкальный инструмент.Какие музыкальные инструменты спрятаны в этот фантастический инструмент?Придумай свой фантастический музыкальный инструмент.Какие инструменты будут спрятаны в нем?
Цепочка слов.Не переставляя буквы найди слова,относящихся к музыке.
Ищем музыкальные инструменты.
Читаем стихи, учим названия нот.
Учим расположение нот на нотном стане
Игры для уроков музыки . Тема: "Громко-тихо"Говорим громко и тихоПрочитайте выразительно стихотворный текст (относительно громко и относительно тихо):Наша Таня громко плачет: громко Уронила в речку мячик. (форте) — Тише, Танечка, не плачь: тихо - Не утонет в речке мяч. (пиано)А. БартоПопросите каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо». Предложите почитать это стихотворения по ролям.
Эхо в лесуПредложите детям встать по разным сторонам (углам) комнаты. Напевайте громким голосом различные слова для «эха» — дети должны отвечать тихо, но с той же интонацией в голосе, нараспев, в том же темпе и ритме: «ау, ку-ку, ква-ква, тук-туки-тук, кар-кар, у-у, жу-жу-жу, чик-чирик» и т.д.
К теме «Темп»Простейшие ритмы в речи и в музыкеСпой свое имяПокажите детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например: Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Игра по ИЗО«Зазеркалье»
Правила игры:Все слова в названиях картин –перевёртыши: каждое слово заменено на антоним или просто другое слово.Для того чтобы опознать загаданную картину нужно:-внимательно прочитать фразу;-подобрать противоположные по значению ключевые слова;-вспомнить правильное название картины;-вспомнить автора картины (за это присуждается дополнительный балл).Например :«Весенняя ночь»Исаак Левитан «Осенний день»
«Синицы улетели»«Грачи прилетели»Саврасов.
«Мальчик с огурцами»«Девочка с персиками»В.Серов.
«Черствая дама»«Свежий кавалер»Федотов.
А теперь попробуйте придумать «перевёртыши» сами, вспомнив название картин. («Аленушка» В. Васнецов, «Сватовство майора» Федотов,«Московский дворик» Поленов,«Всадница» К. Брюллов) 


По форме упражнения могут быть:изобразительными (рисунок, живопись, лепка);устными (ответы по теоретическим вопросам);письменными (анализ произведений искусства).
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:внимание;развивающие глазомер;тренирующие наблюдательность;развивающие творческие способности;воздействующие на эмоции и чувства;раскрывающие личностные возможности ребенка.
Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы  Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».3. Игра-головоломка.4. Дополните изображение. 5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. 6. Составьте из готовых геометрических фигур белорусский орнамент.
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это… 3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам). На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства1. Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).2. Сравните впечатления 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.5. Игра «Угадай».6. Указать автора или название произведения.7. Отгадывание кроссвордов (составление).8. Викторина «Аукцион знаний» и т.д.
Сюжетно-ролевые игры1. Игра "Следствие ведут знатоки".2. Игра «Лучший экскурсовод».
Игра «Пойми меня»наличникиинтерьерскульптураС каждого ряда вызывается по 1 человеку. Становятся лицом к классу, спиной к экрану. Их задача угадать слово, которое будет на экране. Кто первый отгадает, станет победителем. Задача класса постараться помочь ребятам отгадать слово быстрее, при этом нельзя употреблять однокоренные слова.( смена слов по щелчку) Эта игра развивает логическое мышление, словарный запас, активизирует внимание.

ЛОГИКА В ИСКУССТВЕПо данным определениям отгадайте многозначные слова из области изобразительного искусства. Первая попытка – 2 балла, вторая попытка – 1 балл. Ребята сами считают свои балла и сумму записывают на полях тетради по ИЗО. Таким образом, ученик видит свой рост, сравнив результат за прошлый урок и нынешний. Новые строчки и ответы появляются по клику.1. Химический, косметический, твердый, мягкийострый, тупой, сломанный, исписанный, простой, цветнойкарандаш2. Психологический, парадный, литературный, скульптурныйгрупповой, поясной, вылитый, словесный, авто ..портрет3. Прикладная , станковая, книжная газетно-журнальная, компьютерная,..графика




ТайнописьРазгадайте ребус и объясните значение данного словапейзажавтопортрет


«Оживи картину» Что чувствуешь в образе данного героя?- Если изменить позучувства изменятся? Составьте монолог главного героя? О чём он думает? Для ребят очень сложно всматриваться в картину и сопереживать героям. С целью создания яркого восприятия используется эта игра. Один из учеников будет художником, а остальные его герои. Задача: глядя на произведение , точно его воспроизвести . Затем отвечают на вопросы:
Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре используются естественные движения в развлекательной ненавязчивой форме.Главный признак подвижных игр - наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Подвижные игры развивают Физические качества: быстротасила ловкость выносливость гибкостьИнтеллектуальныекачества: память наблюдательностьсообразительность Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.


Игра – жизненно важная потребность детей!!!Игра способствуетразностороннему физическому и умственному развитиювоспитанию морально - волевых качествукреплению организма ребенка.Развивается ориентировкав пространствеКоординация Вырабатываются и закрепляются движения

Чтобы игра приносила пользу следуетсоблюдать правила игрытехнику безопасностипроводить игру с дидактической направленностью style.textDecorationUnderline «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе когда вырастет»А.С. Макаренко
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!