Обобщение опыта по теме Военно-патриотическое воспитание


Военно - патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время как средство формирования нравственных качеств личностиРаботу выполнила: Климова Л. В. учитель русского языка и литературыМКОУ «Верх-Пайвинская СОШ», высшая квалификационная категория Центральное место в воспитательной системе школы занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов, потребностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).Концептуальные основыформирование ведущих качеств личности; практическая совместная деятельность педагога, родителей и учащихся;оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания; Предметом данного исследования является воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Цель:создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее. Задачи:Обучающая. Умению выделять основные положения в изучаемом материале,оформлению конспектов, рефератов, критическому сопоставлению различных точек зрения.Просветительская. Приобщить к истории культуры и литературы, раскрыть удивительные человеческие судьбы.Эстетическая. Донести непреходящий характер художественных ценностей.Лингво-коммуникативная. Обогатить устную и письменную речь.Воспитательная. Развить у школьников чувство патриотизма, ввести навыки научно-исследовательской работы. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся. Актуальность в том, что это патриотическое воспитание больше внедряется в учебную деятельность школы, в гуманитарные предметы, ведется много исследований по патриотическому воспитанию. «Патриотизм –одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ееразвития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;уважительное отношение к языку своего народа;заботу об интересах Родины;осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;гордость за социальные и культурные достижения своей страны;гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; Достопримечательность нашего села Перекличка «бессмертный полк» Проект «память» Проект «память» .Всего же ездовые собаки вывезли с поля боя 680 000раненых солдат и офицерови доставили на линию фронта 5862 тонны боеприпасов.

В городе Ростове–на–Дону стоит памятник Вите Черевичкину, голуби которого, не подчинившись приказу, носили разведывательные данные через Дон в Батайск. Выслеженный фашистами Витя был убит с голубем на руках. Ему было 14 лет.Но образ птицы стал символом вечной памяти погибшим

Балакина г.ф.- дитя войны, узница концлагеря Картина Геннадия Доброва Картина Геннадия Доброва С этого лица можно писать иконы Семейные реликвии семьи максимовых Семейная реликвия семьи квасник Семейные реликвии семьи максимовых РАССКАЗ Н.Ф. Максимовой о своем брате - юном участнике войны М.А.Шолохов. Судьба человека.Вот финальный аккорд «Судьбы человека»: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около его плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». А вот говорит и сам Андрей Соколов: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что, хотя я и с голода пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.» В.Кондратьев. Сашка.»: Сашка ползет к убитому немцу, чтобы снять с него валенки для своего ротного: «До взгорка добрался он быстро, не очень таясь, и до берез, не очень таясь, а вот тут незадача… Расстояние в 2 пальца на местности в 30 метров обернулось, и ни кустика, ни ямки какой – чистое поле. Как бы немец не засек! Здесь уже на пузе придется ползком…Сашка помедлил малость, обтер пот со лба…Для себя ни за что бы не полез…Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались- и за лето не просушишь, а тут наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!» Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) –Родная сторона –мать, чужая – мачеха; Родина –мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) –Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) –Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д. Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? НА ЗАНЯТИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ День – 3В блокадном Ленинграде. Участие животных в войне - по материалам презентаций и журнала «Тайны великой Победы». День – 4 Бои в Мясном бору на Новгородчине. Борисов Н.Ф.-наш земляк, участник войны, Герой Советского Союза. Рассказ о моем прапрадедушке – Шартон О. об Устюжанине, участнике войны. ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО Бессмертный полк Е.и.Осетрова, ее отец И.К. Литвиненко МОЙ ПРАДЕДУШКА – герасимов И.Г. Дугина а.ф., ее внук с портретом отца и прадедушки ГРИШИНА Ф.Я. Л.в.таранова, м.таранов с портретом дедушки и прадедушки зинченко в.в. Сотрудничество с нашими земляками Перекличка «бессмертный полк» Перекличка «бессмертный полк» Память о погибших Материал о моем прадедушке Велигура и.с. Проект «память» Отчизны верным сыном был…Номинация «Их именами названы улицы нашего села» к 70-летию ПобедыАвторы: Щербак Светлана, 8 классСысолятина Ирина, 7 классМузей «История села и школы» Урок – память Сержан косынбаев – внук п.м.перепечина на празднике победы Сержан косынбаев – внук п.м.перепечина на празднике победы Уголок памяти Бакланову Олегу ВСТРЕЧА С МУХИНОЙ П.Е. –ДЕТЕМ ВОЙНЫ Участие ребят 5 -11 классов в школьных социальных проектах:Бессмертный полкШкольная жизньИсчезнувшее селоДети войныДетская площадка НАШИ ПРОЕКТЫ Сотрудничество с газетой «Голос хлебороба» Свои творческие работы и работы учащихся Людмила Васильевна размещает на собственный сайт. Публикации в краевых и районных изданиях Наши достижения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Конкурс чтецов «Юные герои-антифашисты»19февральШкола1м. Щербак С. ,Заика Ю. , 2М. - Квасник Н., М.- Заика Р., Шевченко В., ; Кручина А.-1м., Велигура Ю.-1М.,Сысолятина И.-2м.Бессмертный полк70майШкола, селоКонкурс чтецов «Лермонтову-200»ДЮЦОктябрьРАЙОНКвасник Н., Заика Ю.Конкурс чтецов «Лермонтову-200»18ОктябрьШколаКвасник Н -1м., Заика Ю. -1м.Щербак С. – 2м.Эссе по произведениям о войне6ноябрьшколаНедобоенко И. - 2 М.Стенд «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»8Май, июньШкола, селоЮНКОРЫ 5 КЛАССАРассказ об одной фотографии3апрельДЮЦРуппель Д. - 2 М., Юрк К., Гаврилова В.Конкурс презентаций «Юные герои - -антифашисты»8февральшколаТретьякова Ж.- 2м., Щербак С., Кручина А.- 3 М.Растим патриотов РоссииКраевой отдел молодежи при Админ краямайкраевойКлимова Л.В. – 1 местоКонкурс презентаций «Их именами улицы назвали»ДЮЦфевральрайонЩербак С., Сысолятина И. - -2 м. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Алтай литературный (работа по военно – патриотическому воспитаниюКраевой отдел молодежи при Администрации краяавгустКраевой конкурс для учителейК лимова Л.В.- 1 место Педагогические победы. Погибшим –Быть бессменно на посту,Им жить в названьях улиц и в былинах.Их подвигов святую красотуОтобразят художники в картинах.Живым –Героев чтить, не забывать,Их имена хранить в бессмертных списках,Об их отваге всем напоминатьИ класть цветы к подножьям обелисков!