Тематический педсовет Одаренный дети: реалии, проблемы, перспективы
Одарённые дети:реалии, проблемы, перспективы.Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №4 им. В.П. Глушко Климова Наталья Юрьевна * Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся. * Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).Занятый своими делами (индивидуалист).Быстро, «на лету» схватывающий.Не умеющий общаться, конфликтный.Общающийся легко, приятный в общении.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю. * КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко! Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: “все дети являются одаренными” “одаренные дети встречаются крайне редко” * СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:
детей с интеллектом выше среднего;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и т.д.);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). * УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %. * УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются. * СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым. * ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ 1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый пугливый. Основные виды деятельностидетей Духовно-ценностная Коммуникативная Теоретическая (интеллектуальная) Художественно-эстетическая Практическая Одарённость Практическая деятельность Познаватель-ная деятельность Художествен-но-эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах,спортивнаяорганизацион-ная интеллек-туальная одаренность хореографическаясценическаялитературно-поэтическаяизобразитель-наямузыкальная лидерскаяаттрактив-ная одаренность в создании новых духовных ценностей и смысловодаренность в служении людям. Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Актуальная одаренность – психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости» проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме. Явная одаренность Скрытая одаренность Виды одарённости по критерию «форма проявления» Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или интеллектуальная) одаренность специальная одаренность Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). поздняя одаренность ранняя одаренность Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”: * 1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок? 2.В каком возрасте может проявиться одаренность? * СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ. Фамилия Возраст Фамилия Возраст Отца Матери Отца Матери ЕсенинГлинка ЛермонтовПушкинТургеневГогольДостоевскийЧеховЧайковскийПетр 1 22 27
27 29
25 32
32 36
45 43 20 20
17 24
30 18
21 25
27 19 БетховенЖюль ВернВагнерДа Винчи Л.БальзакНаполеонБайронГейнеШоу Б.Шопенгауэр 32
29
43
25
53
23
33
34
45
39 22
27
39
22
21
19
23
26
28
19 * Раннее проявление Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн; Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет. * В период отрочества :Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года. Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком. Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет. * В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет;А.Энштейн- в 45 лет. 1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере. Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами. Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка» 2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности. 3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Цели и задачишколы в работе с интеллектуальной одарённостью Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления. Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности. Целями работы учителей с одаренными детьми являются: выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Принципы обучения одаренных детей применение междисциплинарного подхода; углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы. Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности. В школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей: ГБОУ СОШ №4 Интернет-форумы,-олимпиады Российские, региональные, школьные олимпиады Система творческих конкурсов Детские научно-практические конференции и семинары Творческие проекты Заочные олимпиады, проекты, конкурсы Спортивные секции Кружковая работа Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными детьми, должны соответствовать следующим требованиям: Учебный материал Научность Расширенныйобъём Междисципли-нарный контекст Практическаянаправленность Соответствиеразнообразиюинтересовучащихся Дискуссионное содержание Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы Проблемы Особенности, присущие одарённому ребёнку. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.Формы и методы работы с одарёнными детьми. Особенности, присущие одаренным детям К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые: 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;3. Испытывают радость от умственного труда;4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления. После выявления одаренности детей работа с ними должна вестись 2 группами педагогов: учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету; наставник (руководитель кружка,секции, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме; классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью». Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе. Методывыявления одаренных детей различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности;специальные психодиагностические тренинги;экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия. экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем: обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка; периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников; подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности; длительное наблюдение между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности. К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...