Презентация Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста


Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей раннего возраста Тиунова Ольга Васильевна Воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ «Юсьвинский детский сад «Солнышко» 2012год Истоки способностей дарований детей – на кончиках их пальцев. В.А.Сухомлинский Что такое моторика?Это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат теснейшим образом связаны между собой. Чтобы сделать пальчики ловкими и проворными, надо активировать те точки на руке малыша, которые непосредственно влияют на развитие корковых функций и дают толчок дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Причины: Развитие мелкой моторики пальцев рук: 1.Стимулирует речевое развитие ребенка. 2.Способствует развитию тактильной памяти, способности запоминать ощущения от прикосновения. 3.Совершенствует ловкость и точность движений, развивает внимание, память, мышление, воображение, помогает научиться терпению и вырабатывает усидчивость. 4.Способствует благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. 5.Способствует развитию познавательной активности детей, обогащает их представления об окружающих предметах, учит выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования. 6. Готовит руку к письму. Задачи: В течение года, в своей работе, я ставила и решала следующие задачи:сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения;сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее определенное время; повысить интерес детей к подобным занятиям, превратив их в веселую игруспособствовать благоприятной адаптации детей в детском саду; развивать навыки речевого общения с взрослыми и сверстниками;подготовить руки детей к письму. Формы и методы работы: Стихи, прибаутки, поговорки;Массаж;Игры с предметами;Занятия по рисованию (пальчиками), лепке, конструированию;Артикуляционная гимнастика; Нетрадиционные методы: «Прищепки» (бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха.)‏ «Тесто» (дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста приговаривая стишок.)‏ «Прятки»(в «сухом бассейне» дети ищут спрятанные мелкие игрушки одной, затем двумя руками и с закрытыми глазами.)‏ «Выкладывание узора, предмета из фасоли или гороха» «Рисование пальчиком на подносе с манкой» «Собирание бус из крупных макаронных изделий» Взаимодействие С родителями- участие в развлечениях,Праздниках, занятиях папки-передвижки консультации семинары-практикумы анкетирование беседы картотека игр С другими специалистами- участие в развлечениях проведение интегрированныхзанятий планирование логопедической работы С младшим воспитателем- Участие в развлечениях, праздниках, занятиях - Индивидуальная работа с детьми Задачи Темы и цели занятий Самостоятельнаядеятельность Совместнаядеятельность 1 Развитие и поддер-живание эмоциональ-ного отклика на эстети-ческие свойства и ка-чества предметов окружающей действи-тельности, на эстети-ческую сторону явлений природы и 1.Конструирование. «Узкая дорожка зелёного цвета».Цель: Учить детей производить элементарные действия со строительным материалом (приставлять кирпичики друг к другу узкой короткой гранью); развивать желание общаться (стр.83) Ходьба по дорожке из кирпичиков, Катание мяча по дорожке ( барьер песочницы) Подвижная игра «Прокати по дорожке»,Выкладывание узора (дорожки) из листиков некоторых социальных явлений.Формирование представлений об эстетический признаках объектов окружающего мира ( основные и контрастные цвета: 2.Рисование. Наблюдение.Цель: Познакомить детей с жёлтым цветом; учить соотносить цвет с его наименованием. (стр.80) Рассматривание иллюстраций домашних животных : курочка, петух и цыплёнок,Игры с пирамидками Игры с пирамидками, колечками от пирамидок – нанизывание колец на шнуры, чередуя по цвету 2 красный, зелёный, жёлтый, синий);Предметах разной формы, размера (большой, маленький, длинный, короткий); особенностях 3.Конструирование. «Широкая дорожка».Цель: Учить детей строить широкую дорожку (красную), прикладывая кирпичики друг к другу длинной узкой гранью; учить игровым действиям. (стр.92) Ходьба по дорожке из кирпичиков, Катание мяча по дорожке ( барьер песочницы) Игры с конструктором – «Построим дом для кошечки и дорожки к нему» поверхности (пушистый, гладкий). Освоение способов создания знакомых образов путём отрывания кусочков пластилина.Освоение приёмов рисования пальчиком. 4.Рисование. «Что за палочки такие?»Цель: Вызвать у детей интерес к процессу рисования; учить держать карандаш в правой руке, замечать следы карандаша на бумаге. (стр.101) Предложить детям карандаши и бумагу Игры с счётными палочками, наблюдение «Тётя рисует» 5 раздел: Художественно-творческая деятельность, I квартал – сентябрь (Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в 1мл.гр») 5 раздел: Художественно-творческая деятельность, I квартал – сентябрь (Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в 1мл.гр» № задачи Самостоятельная деятельность Совместная деятельность занятия 1неделя Учить детей раскатывать валик (колбаску) из пластилина на картоне прямыми движениями руки. Развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброту, усидчивость. - Рассматривание червячков на прогулке.- Игры с мягкой игрушкой - цыпленок.- Рисование червячков на песочке. - Чтение рассказа В. Сутеева«Цыпленок и утенок».- П/игра «Курочка и цыплята».- Рассматривание картинки «Петушок и его семья». №5.Тема: «Червячок для цыпленка».Стр: 11. Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 2неделя Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке. Учить оформлять поделку. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту. - Рисование прямых палочек на песочке.- Рассматривание картин из серии «Дикие животные», «Ежи». - Выучить стишок : «Ежик, ежик чудачок…» №6Тема: « У ежа иголки». Стр:11-12Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 3неделя Учить детей скатывать прямыми движениями вперед- назад по дощечке «колбаски» из пластилина. Свертывать получившуюся »колбаску» плотно прижимая ее концы друг к другу. Развивать интерес к литературным произведениям. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность. - Рисование кружочков цветными карандашами.- С/ролевая игра «Магазин», «Дом», «Семья».- Рассматривание предметных картинок «Хлебобулочные изделия». - Рассматривание хлебобулочных изделий. - Д/игра «Узнай по вкусу».- С/ролевая игра «Напоим Машу чаем с баранками». №7Тема: «Баранки» Стр: 12-13. Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 4неделя Продолжить учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.Развивать речь и мышление, память детей. - Рассматривание новогодних открыток- Д/ игра «Украсим елочку» - Разучивание стихов к Новому году, песенок, хороводов.- Лепка шариков (новогодних украшений)- Д/Игра «Какого цвета шарики» № 8Тема: «Новогодняя елка»Стр. 13 -14 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина Перспективный план на 1 квартал – октябрь 1 младшая группа - лепка № задачи Самостоятельная деятельность Совместная деятельность занятия 1неделя Познакомить детей с техникой рисования пальчиками.Показать приемы рисования точек. - Наблюдение за дождиком- Прогулка под зонтиком- П/игра «Лужица» - Разучивание стихотворения «Дожди, дождик…» №1Тема: «Мой любимый дождик». Рисование пальчикамиСтр. 31 -32 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 2неделя Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками .Воспитывать отзывчивость и доброту.Упражнять в порядковом счете до трех. - Д/игра «Кто как кричит» (домашние животные и птицы) - Наблюдение за курочкой и цыплятами ( покормим их зернышками)- Д/ игра «Найди маму»(например: курочка – цыпленок) №2Тема: «Зернышки для цыплят» .Рисование пальчиками Стр. 32 -33 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 3неделя Учить детей рисовать пальчиками на ограниченном пространстве,Развивать чувство ритма, речь, мышление. - Задание домой – посмотреть, как мама дома, закрывает заготовки на зиму. - Рассматривание предметных картинок «Ягоды», «Фрукты»- Игра «Узнай на вкус» №3Тема: «Домашнее консервирование».(рисование пальчиками)Стр. 33 Книга«Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 4неделя Учить детей правильно держать поролоновый тампон, за кончик – тремя пальцами.Проводить длинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бумаги.Развивать мелкую моторику пальцев, упражнять в порядковом счете до 2. Рассматривание открыток с изображением улиток.Рисование палочкой на песке (прогулка) Выучить стишок «Улитка, улитка…»Лепка улиток(длинна палочка, затем скатывание в спиральку) №4Тема: «Следы от улиток»(рисование поролоновым тампоном)Стр. 33 -34 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина Перспективный план на 1 квартал – сентябрь 1 младшая группа - рисование № задачи Самостоятельная деятельность Совместная деятельность занятия 1неделя Учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном.Развивать мелкую моторику пальцев рук .Развивать память и мышление. - Наблюдение из окна- Рассматривание иллюстраций сказки «Теремок» - наблюдение за домами - какие бывают окна- рассматривание занавесок на окнах- Д/игра «Включим свет в окошках» №5Тема: «Окошки в теремке»Стр. 34- 35(рисование поролоновым тампоном) Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 2неделя Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы.Воспитывать доброту и отзывчивость. - наблюдение за воспитателем – как я рисую звездочки.Д/игра «Обведи пальчиками звездочку» - Дать задание на дом: понаблюдать вечером за звездным небом.- Д/игра «На небе звездочки» №6Тема: «Звездное небо»(рисование пальчиками)Стр. 35 -36 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 3неделя Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя по всему листу.Учить передавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений. Развивать внимание. - Наблюдение за снегом- Игры со снегом: «Лепим снеговика» «Снежки» «Ножки топают по снегу» - разучивание стихотворения: «Белый снег пушистый…» №7Тема: «Падающий снег» (рисование пальчиками)Стр. 36- 37 Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина 4неделя Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать. вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона.Учить находить части тела и лица. - Рассматривание елочных украшений - разучивание стихов к Новому году №8Тема: «Закрасим елочку»(рисование поролоновым тампоном) Книга «Лепка и рисование» Д.Н. Колдина Перспективный план на 1 квартал – октябрь 1 младшая группа - рисование № задачи Самостоятельная деятельность Совместная деятельность занятия 1неделя Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. - ходим как «петушки»- П/игра «Курочка и цыплята» - заучивание потешки «Петушок»- рассматривание картины из серии «Домашние животные»«Петушок и его семья» № 1Тема: «Домик для петушка» Стр. 176. Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе» 2неделя Продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями строительного материала, помочь детям удерживать внимание на постройках и способствовать речевому выражению эмоций. - Песенка «Вот собачка Жучка»- Игра с собачкой «Найди игрушку» - загадка про собачку- Д/ игра «Узнай по голосу»- Д/ игра «Кто в домике живет?» №2Тема:«Домик для собачки»Стр.176 Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе» 3неделя Познакомить детей с постройками для разных животных, побуждать детей помогать воспитателю во время постройки, принимать активное участие во время обыгрывания постройки. - Стих А.Барто «Зайка»- Попрыгаем как зайчики - песенка «Заинька, зайка..»- Хороводная игра «Заинька выходи..»- настольный театр «Заюшкина избушка» №3Тема: « Домик для зайчика» стр.176 -177Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе» 4неделя .познакомить детей с кубиком, побуждать детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. - С\ ролевая игра «Сходим к Кате в гости» - рассматривание стула (из каких частей сделан)- сравнивание большого и маленького стула №4Тема: «Стульчик для Кати»Стр. 177. Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе» Перспективный план на 1 квартал – сентябрь 1 младшая группа – конструирование № задачи Самостоятельная деятельность Совместная деятельность занятия 1неделя Продолжать знакомить детей со строительным материалом, побуждать детей называть синий цвет и действовать по сигналу воспитателя.. - Рисование синим карандашом - Рассматривание кубиков разного цвета и размера.- Д/игра «Сложи из кубиков картинку»- Найди предметы синего цвета №1Тема: «Башня из двух кубиков синего цвета». Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе»Стр.178 2неделя Совершенствовать навык детей в постройке башен из трех кубиков, побуждать детей называть желтый цвет. Упражнять в назывании постройки, подробно объяснять прием конструирования(кубик на кубик) - Рисование желтым карандашом - Д/игра «Что похоже на солнышко?»- Развитие движений – перешагивание через кубики,вставание на кубик, спрыгивание с кубика №2Тема: «Башня из трех кубиков желтого цвета». Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе»Стр.178 3неделя Познакомить детей с новой строительной деталью – кирпичик. Способствовать узнаванию называнию зеленого цвета, рассмотреть образец постройки. - Рисование зеленым карандашом- Игра с воздушным шариком зеленого цвета - рассматривание кирпичиков- Д/игра «Обведи кирпичики пальчиком» №3 Тема: «Башня из четырех кирпичиков зеленого цвета». Книга Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в 1 младшей группе»Стр.179 4неделя Закрепить у детей навык постройки башенки из кирпичиков без рассматривания образца, побуждать узнавать и называть красный цвет - Рисование красным карандашом.- Игра с воздушным шариком красного цвета - Д/игра «Найди цветок красного цвета»- Д/ игра «Найди красный шарик» №4 Тема: «Башня из четырех кирпичиков красного цвета». Стр.179 книга та же Перспективный план на 1 квартал – октябрь 1 младшая группа - конструирование Русский учёный И.М.Сеченов писал: «Вооружённый умением смотреть, слушать, ходить и управлять движениями рук, ребёнок перестанет быть, так сказать, привязанным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.» Заключение: Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают в первую очередь речь детей, внимание, мышление, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, побуждающий воображение и фантазию. Пальчики помогут любознательному малышу учиться читать и считать, а в любую свободную минуту показать инсценировку знакомой и любимой сказки. При регулярных занятиях их пальчики станут более ловкими и подвижными, а движения точными и слаженными, что в дальнейшем поможет при обучении в школе. Литература: