Консультация Как научить ребенка различать правую и левую стороны
Как научить ребенка различать правую и левую стороны
Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде чем поднять руку, сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И чтобы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поможем им освоиться с пространством как можно раньше.
Чуть-чуть физиологииУ человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.
С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь ребенку разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.
Ни дня без тренировки!Интересно, что в царской армии большинство солдат были неграмотными и не различали право и лево. И вот один изобретательный офицер, тщетно пытавшийся обучить солдат командам «налево» и «направо», вместо абстрактных понятий «лево» и «право» стал употреблять конкретные «сено – солома». И строй стал поворачиваться в нужную командиру сторону.
С чего начать?1.Сначала надо научить малыша определять правую и левую руку. Так как у ребенка этого возраста мышление конкретно, он воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему еще непонятно, поэтому начиная объяснять ребенку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребенка ассоциацию. Например, правая рука, это та, который ты держишь ложку или карандаш.
Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая. За опору, Вы можете взять часики или браслет, которые ребенок постоянно носит.
2.Учим различать правую и левую часть тела.После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно определяет левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это ножка, как и ручка, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глазик, ушко, тоже правое. После освоения правой и левой стороны тела, переходите к следующему этапу.
3.Умение определять расположение предметов по отношению к себе.Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.4. Следующий шаг – умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.
5.Зеркальное отражение.Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут.
Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.
4. Следующий шаг – умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.5. Умение сужать поле поиска в трехмерном пространстве.Предложите малышу, мысленно разделить комнату на правую и левую сторону, а также на переднюю и заднюю часть.Попросите ребенка показать левой рукой правое ухо, коснуться коленом правой ноги правой ладони и т.п.Положите перед ребенком лист бумаги, попросите его в центре нарисовать красный круг, в правой верхнем углу зеленый треугольник, в левом нижнем углу синий квадрат и т.п.Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик. Ребенок должен ответить на вопросы:Какая игрушка перед куклой?Что находится между корабликом и котиком?Какая игрушка за куклой и т.д.Веселые детские стихи также помогут закрепить понятия.Закрепляйте уже полученные знания ежедневно, в процессе обычных повседневных занятий. Очень удобно закреплять понятия лево-право в процессе одевания: «давай оденем носочек на правую ножку», «одеваем варежку на левую ручку» и т.п.Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «здесь мы с тобой повернем налево», «справа расцвели чудесные тюльпаны», «мотоцикл поехал направо».Придумайте игры, где Вы могли бы использовать термины право – лево. В игре многие вещи запоминаются быстрее.
Можно нарисовать на листе бумаги дорогу со множеством поворотов и катать по ней маленькую машинку из киндер-сюрприза, рассказывая, где в какую сторону нужно повернуть. Попросите малыша показать, где у машинки правое переднее колесо, а где левое заднее. Все малыши любят играть в прятки. Вот и устройте прятки с игрушками. Любимый зайка спрятался, а малышу нужно его найти, выполняя инструкции: «Два шага налево, один прямо, один направо…»
А еще можно поиграть так. Сядьте с малышом на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади – куклу, справа – зайку, слева – мишку. Теперь расскажите ему такую присказку: Вперед пойдешь - машину найдешь.Направо пойдешь – зайку найдешь.Налево пойдешь - мишку найдешь.Назад пойдешь – куклу найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? Малыш говорит, например: «Я хочу пойти направо и найти зайку». Затем игра повторяется снова.
В следующую игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите ребенка к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол или на ноги, и попросите малыша также положить его кулачки.А теперь поиграем! Спрашиваем, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.
Говорим слова и в ритм стихотворения стучим кулачками:Кулачками мы играем,Руки быстро поднимаем!Раз, два, три!Левая, беги!На слово «беги» малышу нужно быстро убрать левый кулачок со стола, а Вы его пытаетесь запятнать – коснуться кулачка на столе.Слова в стишке меняются и говорится то «левая, беги!», то «правая, беги!». Задача ребенка – убежать от Вас так, чтобы Вы ни разу не успели его задеть.Если Вы используете картинки- подсказки, то постепенно можно их будет убрать – например, сначала оставить только подсказку для правой руки, а потом и она станет не нужна.
Весело и просто объяснить ребёнку понятия «лево-право» поможет песенка-обучалка ЛЕВО ПРАВО https://www.youtube.com/watch?v=hXMakQ9vdyc
Попробуйте поиграть в эти игры с детьми. Главное помните – Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.А захотите поделиться результатами или идеями использования игр на ориентировку в пространстве – будем рады Вашим комментариям!