пожарная безорасность и правила поведения при пожаре


Пожарная безопасность Методическая разработка раздела учебной программы Содержание Пояснительная записка Цели и задачи раздела Ожидаемые результаты освоения раздела программы Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихсяСистема знаний и система деятельности Поурочное планирование по разделу Разработка урока Литература Пояснительная записка Разработка подготовлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. При ее подготовке использованы материалы примерной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы В.Н. Латчук, рекомендованной Министерством образования РФ в 2006 г. В разработке реализованы требования Конституции РФ и Федеральных законов «О пожарной безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».В данной разработке выделены следующие образовательные темы: «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде», «Правила безопасного поведения в природной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера», «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи». Предлагаемый материал и его объем является достаточным для формирования у учащихся 5-9 классов основных понятий в области пожарной безопасности. Цели и задачи разделаПознавательные – освоение учащимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами и основах безопасного поведения при их возникновении, причинах и последствиях пожаров, мерах пожарной безопасности в быту, в природе, о правилах безопасного поведения и способах эвакуации из горящего помещения.Развивающие – развитие качеств личности школьника, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.Воспитательные – воспитание у учащихся чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностному отношению к своему здоровью и жизни. Ожидаемые результаты освоения раздела программы В результате изучения раздела программы «Пожарная безопасность» по основам безопасности жизнедеятельности учащийся должен знать:Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.Способы безопасного поведения в природной среде, бытовой (городской) среде, способы добывания огня, способы разведения костра.Причины пожаров и факторы влияющие на распространение огня.Последствия пожаров. уметь:Действовать при возникновении пожара в жилище, в населенном пункте, на природе.Использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания.Пользоваться первичными средствами пожаротушения.Оказать первую помощь при ожогах и отравлении продуктами горения.Пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогаз, респиратор, ватно-марлевой повязкой, медицинской аптечкой).Вести себя в местах большого скопления людей.Действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, продуктов питания в случае эвакуации населения. использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:Для обеспечения личной безопасности в доме, на улице, в общественных местах.С целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения на природе.При пользовании бытовыми приборами и инструментами.С целью повышения бдительности при угрозе террористического акта.При обращении в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и усвоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Пожар – это одно из наиболее распространенных опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнем, детских шалостей. Исходя из этого в тематические планы включены занятия по изучению и практической отработке с детьми правил пожарной безопасности при обращении с газовыми, отопительными и электробытовыми приборами. В работе с детьми младшего школьного возраста лучше использовать игровые методы обучения. Занятия с учащимися 5-6 классов нужно проводить в классных комнатах и на специальных площадках, с необходимым оборудованием и учебно-наглядными пособиями. Для наглядности целесообразно использовать слайды, диафильмы, яркие запоминающиеся плакаты, рисунки учащихся. Занятия с учащимися 7-9 классов могут быть проведены в специально-оборудованных кабинетах, предназначенных для этой цели площадках, где имеются снаряды, предназначенные для проведения соревнований по наглядно-прикладным видам спорта. Учащиеся этой возрастной группы наряду с ранее предложенной наглядностью, должны знакомиться с памятками, плакатами, буклетами, брошюрами. При проведении занятий рекомендуется демонстрация короткометражных фильмов, организация викторин КВН, экскурсий, соревнований по пожарно-прикладным видам спорта и другие формы работы, которые должны способствовать популяризации среди молодежи данных видов спорта, формировать навыки борьбы с огнем, готовить к службе в вооруженных силах. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий методов и форм организации деятельности учащихся Одной из форм организации коллективной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ, в ходе которой происходит овладение обучающимися знаниями, формирование у них умений и навыков, является групповая работа. Виды групповой работыГрупповая работа по содержанию заданий мо­жет быть:■ однородной - единое содержание групповой работы;■ дифференцированной - различные задания у каждой группы;■ комбинированной - как одинаковые, так и различные задания.По составу групповая работа подразделяется на:■ работу в малых группах постоянного состава;■ работу в малых группах переменного состава.Кроме этого, группы могут получать разные задания, но работающие на общий результат (проработка каждой группой отдельных вопросов темы).Отметим, что групповая работа может быть включена в урок как отдельный этап или как способ организации урока в целом. Групповая форма работы возможна при изучении всех разделов курса и сопровождается интенсивной самостоятельной работой, обменом мнениями, совместным поиском истины. Так же эффективна групповая работа при подготовке и проведении тематических учебных конференций, посвященных какой-либо проблеме, диспутов, а также нетрадиционных уроков (урок-суд, интегрированный урок, урок-путешествие и пр.). Система знанийКак известно, базовое содержание общего образования включает четыре основных компонента: знания, умения, навыки, эмоционально-ценностные ориентации и опыт творческой деятельности. Умственная работа - это прежде всего активное осмысление материала, любой информации, будь то объяснение учителя или практическое действие, книга или график, наблюдение за изменениями в своём организме или видеоматериалы. Мышление включает в себя такие действия, как установление отношений между новой информацией и известной, связь теоретических положений и понятий с личным опытом человека, критический анализ высказываемой идеи и оценивание полученных результатов. Система деятельности. Познавательная деятельность учащихся представляет собой единство теоретического мышления и практической деятельности. Ключевым понятием учебной деятельности является учебная задача .\ Для учащегося поставить и решить учебную задачу означает выполнить систему учебных действий. Система знаний и система деятельности Учение- это деятельность, направленная на усвоение знаний, накопленных человечеством. Понятия являются отражением уже не внешней формы изучаемых явлений, а их сущности, тех объективных законов, которым они подчиняются. Мышление. Формирование умений оперировать образами предметов или их частей связывают с развитием наглядно-образного мышления. Память. В среднем и старшем школьном возрасте постепенно развивается и совершенствуется словесно-логическая память. Внимание. Постепенному развитию устойчивости внимания и способности ребенка произвольно удерживать его содействуют определенные приемы организации внимания учащихся со стороны учителя. Организация учебного места имеет важное значение для учащихся, т. к. без правильно организованного рабочего места деятельность учащихся на уроке не может быть достаточно эффективной.    Работа с литературой предусматривает получение информации из текстовых источников.   Общение на уроке как еще один вид общеучебной деятельности позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.     Поурочное планирование по разделу 12 12 1 Пожары и паника. Правила безопасного поведения при пожаре. 12 1 Процесс горения. Условия, способствующие распространению огня. 11 1 Опасные факторы пожара. 10 4 1 Пожары. Взрывы. 8 9 1 Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара 8 1 Последствия пожаров. Предупреждение пожаров. 7 3 1 Природные пожары (лесные, степные, торфяные) 7 6 1 Виды костров, их назначение. Соблюдение мер пожарной безопасности. 5 2 1 Правила и способы добывания огня. Разведение костра. 6 4 1 Способы эвакуации из горящего здания. Первичные средства пожаротушения. 3 1 Правила безопасного поведения при пожаре в доме 2 3 1 Причины пожаров. Меры пожарной безопасности 5 1 Пожарная безопасность Всего Кол-во часов Раздел. Тема Класс № Разработка урока Тема: Правила безопасного поведения при пожаре в доме.5 класс 7.10.2009 г.Тип урока: комбинированныйЦели: Знать-о мерах пожарной безопасности в быту;-о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.Уметь-правильно действовать в случае пожара в доме;-эвакуироваться из горящего здания.Иметь представление-об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей.Оборудование и материалы к уроку:Компьютер как источник учебной информации, план эвакуации из здания, наглядность с изображением причин пожаров, картины с опасными ситуациями в доме, памятка учащимся для разработки плана предстоящей деятельности по выходу из ЧС, индивидуальные карточки контроля, памятки.План урока:Подготовительная часть (1 мин.)Организационный момент (создание групп, назначение в них старших, раздача карточек контроля и памяток) (2 мин.)Просмотр фрагмента видеофильма с примерами пожаров в домах и учреждениях (5 мин.)Выполнение заданий в группах и заполнение карточек контроля (15-20 мин.)Коллективное обсуждение выполненных заданий в группах, углубление и расширение знаний по теме (15 мин.)Подведение итогов урока (3 мин.)Домашнее задание (2 мин.) Работа в группах При выполнении индивидуальных заданий каждый ученик отвечает на один, указанный ему старшим группы, вопросы.Задания для учащихся группыИндивидуальные задания:Назовите основные причины пожаров в жилище?Назовите основные правила пожарной безопасности в квартире?Почему в городе пожары возникают чаще, чем в селе?Назовите основные причины гибели людей при пожаре?Тест 1Определите основные причины пожаров в жилых зданиях:а) нарушение правил при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборамиб) отсутствие первичных средств пожаротушенияв) неосторожное обращение с огнемг) неисправность внутренних пожарных крановд) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостейе) беспечность и небрежность при обращении с огнемж) неисправность телефонной линиз) утечка газаи) неосторожное обращение с пиротехническими изделиямик) неисправность системы водоснабжения(а;в;д;е;з;и)Тест 21. Что необходимо сделать, если в квартире начинается пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушенияб) открыть окно для удаления дымав) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверьг) позвонить на работу руководителям и сообщить о пожаред) позвать на помощь взрослыхе) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре(в;д;е) Ситуация:Ваш младший брат прибежал из соседней комнаты и сказал, что уронил спичку, пытаясь зажечь бенгальский огонь. От ее пламени загорелась оконная занавеска. Когда вы заглянули в комнату она была заполнена дымом, ничего разглядеть не удалось. Выход на лестничную площадку пока свободен. Подумайте и ответьте:а) Какие действия и в какой последовательности надо предпринять?б) Чего ни в коем случае нельзя делать при возгорании в квартире?в) По каким причинам чаще всего случаются пожары в новогодние праздники?Такие задания можно для каждой группы или для каждой группы свои задания.После выполнения группового задания в индивидуальных карточках контроля выставляется оценка за урок на основе оценок, выставленных каждым учащимся и его группой.Завершив работу, каждая группа отчитывается о проделанной работе, организуется коллективное обсуждение разработанных проектов деятельности по выходу из ЧС, закрепляются и углубляются знания по слабоизученным вопросам. При этом акцентируется внимание учащихся на то, что разработанные проекты служат для школьников ориентиром, т.к. в чрезвычайной ситуации каждый будет действовать индивидуально, с учетом своих знаний и умений.В конце урока целесообразно задать вопрос по достижении цели:Что узнали?Чему научились?Раздать заготовленные памятки о порядке действий при возникновении чрезвычайной ситуации в квартире.Памятка учащимсяОпасные факторы пожара и их воздействие на организм человека. Действия если в квартире возник пожар.Действия при эвакуации из горящего или задымленного помещения.Если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме.Домашнее задание :Повторение Р. 1, гл. 1, тема 1.2.Проведите дома со взрослыми учения по тушению загоревшегося (условно) телевизора, новогодней елки. Пусть родители покажут что нужно делать, а потом делайте это сами.Собрать листочки самоконтроля.Выставить оценки в дневники. При пожаре необходимо: ЛитератураПрограмма для учащихся образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» ДРОФА, Москва, 2006. Латчук В.Н.Методическое пособие «ОБЖ» ДРОФА, 2005. Москва. Латчук В.Н.Дидактические материалы «ОБЖ» 5-11 кл. Дрофа, 2005. Москва. Марков В.В., Маслов А.Г., Латчук В.Н.Поурочные разработки по ОБЖ. Москва «ВАКО», 2008. Максимова Т.Н.Секреты преподавания ОБЖ. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008. Тетушкина Л.А.Журнал ОБЖ №3, 2003.Журнал ОБЖ №4, 2006.Журнал ОБЖ №1, №12, 2006.