Формирование читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы


Учитель МБОУ школы- интерната №9Китаева Ольга Николаевна Задачи работы:Определить психолого-педагогические особенности школьников с нарушением интеллекта, обусловливающие специфику их читательских интересов.Рассмотреть состояние читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта.Описать основные направления, содержание и формы работы учителя по формированию читательских интересов у учащихся школьников с нарушением интеллекта. Представить анализ результатов собственной педагогической деятельности, направленной на формирование читательских интересов у воспитанников 5-6 классов МСКОШ. Для детей с умственной отсталостью характерны нарушения как познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), так и личности (эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер, самооценки и пр.), которые затрагивают все стороны психики и приводят к значительному снижению уровня общего развития. Психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью обусловливают слабое усвоение этими детьми всеми необходимыми умениями и навыками. Формирование читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. Для всех умственно отсталых детей являются интересными яркие остросюжетные произведения с увлекательным сюжетом. Наибольший интерес дети проявляют к детской литературе, классические писатели почти недоступны и не производят впечатления на детей с нарушением интеллекта. Главным мотивом чтения является количество труда и внимания, требующегося при этом. Причинами низкого уровня читательской активности могут быть особенности семейного воспитания, тяжесть врожденного интеллектуального дефекта, гендерные особенности. Самостоятельное развитие интереса к чтению художественной литературы у таких детей практически невозможно, поэтому важную роль в этом процессе занимает организация работы школьной библиотеки и системы работы учителя по формированию интереса к чтению у детей. 1. Система работы по формированию читательских интересов у детей с нарушением интеллекта в условиях коррекционной школы должна определять содержание чтения, формы работы, а также преемственность в работе над данной темой между школьной и городской библиотеками, воспитателем и учителем класса (группы), родителями школьников. 2. Основные направления работы по формированию читательских интересов у школьников с нарушением интеллекта – это развитие читательской компетентности на уроках внеклассного чтения, формированию интереса к книге на специальных библиотечных часах, привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности, обеспечение условий для чтения в семье ребенка, организация и оформление предметно-развивающей среды для повышения читательского интереса в школе-интернате. 3. Наиболее эффективные формы и виды работы по повышению читательского интереса у учащихся коррекционной школы - коллективное чтение сказок и рассказов, пересказ сказок по иллюстрациям, оформление книжных стендов, рассматривание книжек-малюток, работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения, самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которого был прочитан педагогом, конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам, беседы о прочитанном, ведение учетных листков (дневников чтения). Акция «Почитай мне» Занятие в городской детской библиотеке Благодарю за внимание