Понятие информационной системы. Основные этапы развития


«Представление об информационной системе» Тема:«Понятие информационной системы. Основные этапы развития» Вопросы: Понятие и назначение информационной системыОсновные процессы в информационной системеОсновные задачи, решаемые в информационной системеПримеры информационных системЭтапы развития информационных систем Вопрос №1«Понятие и назначение информационной системы Функции управления Планирование Организация Активизация Координация Контроль Анализ Управленческие решения, формируемые в ходе выполнения перечисленных функций, служат отправным моментом для конкретных исполнителей. Экономика – динамическая система.Определение: под системой понимают набор взаимосвязанных компонентов, функционирующих совместно для достижения определенной цели. Описание системы Структура (множество элементов и взаимосвязей между ними)Входы и выходы (материальные, финансовые и информационные потоки, входящие в систему и выводимые ею)Законы поведения (функции, связывающие входы и выходы системы)Цели и ограничения (процессы функционирования системы, описываемые рядом переменных; на отдельные переменные обычно накладываются ограничения) Под управлением понимают изменение состояние системы, ведущее к достижению поставленной цели.Процесс управления системой определяется целями управления, окружающей обстановкой внутренними условиями. Вопрос №2Основные процессы в ИС Информационный обмен, который лежит в основе процесса управления системой, заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:Сбора информации о текущем состоянии управляемого объекта;Анализа полученной информации и сравнения текущего состояния объекта с желаемым;Выработки управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;Передачи управляющего воздействия объекту.Пример системы управления экономическим объектом. Управление основано на получении, переработке и использовании информации, которая циркулирует в каналах связи системы управления.Эффективность управления достигается с помощью обратной связи – получения информации о текущем состоянии управляемого объекта. К базовым элементам (схема-доска), на которых строится система управления организации относятся:Цели и стратегииБизнес-процессыОрганизационная структураСпособы взаимодействияРегламенты и мотивацияЗадача развития системы управления – поддержка каждого ее элемента в требуемом состоянии Вопрос №3Основные задачи, решаемые в ИС Определение: взаимосвязанная совокупность средств, методов, персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели составляет – информационную систему (ИС).Определение: автоматизированная информационная система – это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал. Каждая АИС ориентирована на ту или иную предметную область.Под предметной областью понимают область проблем, знаний, человеческой деятельности, имеющую определенную специфику и круг фигурирующих в ней предметов. Вопрос №4Примеры информационных систем(схема-доска) Экономические информационные системы (ЭИС), связанные с представлением и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами.Эта информация позволяет наиболее полно осуществлять функции учета, контроля, анализа, планирования и регулирования с целью принятия эффективных управленческих решений. Системы поддержки принятия решений (СППР) – аналитические ИС, ИС руководителя – системы, обеспечивающие возможности изучения состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности компании на протяжении определенного времени. Информационно-вычислительные системы используются в научных исследованиях и разработках для проведения сложных и объемных расчетов. К ним относятся – САПР, информационно-расчетные системы. Информационно-справочные системы предназначены для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера; используются во всех сферах профессиональной деятельности (Гарант, Кодекс, Референт, Консультант-Плюс и т.д.) ИС образования – автоматизированные системы дистанционного обучения, системы деловых игр, тренажеры и тренажерные комплексы.Корпоративные ИС – это ИС, автоматизирующие все функции управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами. Вопрос №5Этапы развития ИС - Технический период, в течение которого сложились основные представления о структуре универсальных электронных вычислительных машин (ЭВМ), определились архитектура и типы устройств (приблизительно с 1946 по 1964 г.) - Программный период – выработалась современная классификация программных средств, их структур и взаимосвязей, сложились языки программирования, разработаны компиляторы и принципы процедурной обработки (1954-1970 г.г.) - Информационный период – в центре внимания исследователей и разработчиков оказываются структуры данных, языки описания (ЯОД) и манипулирования (ЯМД) данными, непроцедурные подходы к построению систем обработки информации ( с 1970 г. по настоящее время) - Гуманитарный период, связанный с возрастанием круга пользователей АИТ и повышением роли интерфейсных и навигационных возможностей соответствующих систем (с начала 90 г.г. прошлого века).