Организация предметно-пространственной развивающей среды с учетом ФГОС ДО
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО МБДОУ детский сад № 12Воспитатель: Плоцких Лариса Львовна
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС гарантирует:охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей;максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС;построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность;построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка;создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОУ для детей, принадлежащих к разным общностям и социальным слоям, с различными возможностями здоровья.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:Содержательно-насыщенной;Полифункциональной;Трансформируемой;Вариативной.Доступной;Безопасной.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Принципы конструирования предметно-пространственной среды:принцип дистанции позиции при взаимодействии;принцип активности самостоятельности, творчества;принцип стабильности- динамичности развивающей среды;принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерный перечень зон для организации РППС:– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);– для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);– для отдыха (уединение, общение и пр.).
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Примерная тематика центров развития:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Направление развитияЦентры развитияСоциально-коммуникативное развитие- Игровой центр (центр сюжетно-ролевой игры и центр дидактической игры) «Играем сами»- Центр ПДД «Светофор»- Центр ОБЖ «01.02.03»- Центр труда (уголок дежурств).Познавательное развитие- Центр познания «Мы познаем мир»;- Мини-музей или уголок краеведения;- Патриотический уголок «Наша родина – Россия»;- Центр математического развития «Посчитай-ка»;- Центр экспериментирования (лаборатория, центр песка и воды);- Центр конструирования.Речевое развитие- Центр речевого развития;- Цент художественной литературы («Мои первые книжки», «Читаем сами», «Здравствуй, сказка!»)Художественно-эстетическое развитие- Центр изодеятельности «Радуга»;- Центр ручного труда или уголок творчества («Наши руки не для скуки», «Умелые ручки»);- Центр музыкального творчества;- Центр театрализованной игры «Актерики».Физическое развитие- Центр физического развития «Смелые, сильные, ловкие»- Центр сохранения здоровья «Будь здоров!»
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Требования к организации центров развития: центры должны быть разграничены между собой (мебель, столы, мольберты и т.д.), но 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей;мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей; «тихие» и «шумные» центры разнесены, чтобы дети не мешали друг другу; материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность детей, должны быть включены во все центры; материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность должны быть представлены в достаточном количестве; центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения ОД и допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в группы; для чтения, прослушивания музыки, отдыха должно быть достаточно «посадочных мест»; в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними; РППС в группе организована так, чтобы воспитатель мог одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка; у каждого ребенка должно быть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в младшем дошкольном возрасте:Для детей младшего дошкольного возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в младшем дошкольном возрасте:
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в среднем дошкольном возрасте:Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО РППС в старшем дошкольном возрасте:В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте: