Презентация по психологии на тему Психологическое сопровождение обучающихся на сложных возрастных этапах
Психологическое сопровождение обучающихся на сложных возрастных этапахМОУ ИРМО «Никольская СОШ»Педагог-психологИ.П.Бетрозова
Социометрические исследования показали рост числа учащихся с нарушением нервно-психического и психосоматического здоровья, для которых особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе к следующей образовательной ступени.
деятельность психологической службы направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на решение проблем адаптации школьников, причем особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать для разных возрастных групп наиболее благоприятные условия для адаптации и преемственности.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики: состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма); резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации); истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека
Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром: дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет)выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет)младший подросток – старшеклассник (15–16 лет)
В нашей школесоздана система психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации , позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Психолог помогает педагогам отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения; создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации; помогать школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения; оптимизировать естественный процесс адаптации , сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя
специфические задачи для каждой возрастной группы детей, для учителей и родителей.Для первоклассников: помочь ребенку принять позицию школьника; помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии; обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Для пятиклассников: помочь адаптироваться к "разноголосице” требований учителей-предметников; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию – ученика основной школы; помочь детям принять "новых” учителей; пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
Для десятиклассников: помочь принять позиции "ученик-старшеклассник”; помочь принять новичков в коллектив; помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника; познакомить с миром юноши и миром девушки; помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Для учителей-предметников: снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; создать атмосферу сотрудничества; договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.Консультативная работа с педагогами и родителями.Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации , тактикой общения с детьми и формами оказания помощи.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации . Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов..
Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапаПервый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте – апреле месяце. Выполняется следующая работа: Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации . Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических "разрывов” в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени. Проведение совместных "круглых столов”, носящих на данном этапе общий ознакомительный характер: для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов; учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы; учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников. Проведение "Дня открытых дверей”.
Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям. Этот этап самый сложныйВ рамках данного этапа с сентября по январь проводится: Изучение личных дел и анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения. Проведение психолого-педагогической диагностики (пятиклассники, десятиклассники). А) Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств. Б) Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов. Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации , тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения. Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время: классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса; учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры; общешкольные мероприятия "Дом, в котором мы живем”, "Мама, папа, я – спортивная семья”, КВН "Автопортрет нашего класса” и т.д., – Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение. Организация профилактической работы в период адаптации . Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп. Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: " Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ” с приглашением заведующих, методистов ДОУ, взаимодействующих со школой, "Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе”, "Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям”.
Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптацииРабота в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее: Социально-психологической адаптированности каждого учащегося; выявления характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся. Основными способами получения информации на третьем этапе являются: экспертные опросы учителей, родителей; диагностика неадаптированных учащихся; анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований. Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, валеологи, невропатолог, логопед и др.)Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации , социально-психологических и педагогических тренингов.Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе , и соотнесение их с результатами адаптации , проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.
Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе;Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися
Спасибо за внимание!