Презентация на тему Земельные ресурсы мира, 10 класс УМК Е.М.Домогацких
* 10 класс. УМК Е. М. Домогацких Урок № 14 Земельные ресурсы мира Цель урока: - формирование знаний о возобновимых ресурсах мир: земельных, водных, лесных; проблемах их использования и возобновления; единстве природного комплекса; - развитие умения и навыков использования и анализа географической информации; выявления причинно-следственных связей; - воспитание осознанного отношения к природным ресурсам. * * По происхождению: Минеральные водныеГидроэнергетическиеЗемельныеБиологическиеКлиматическиеРекреационные ресурсы Мирового океанаэнергия СолнцаВетраприливов * По исчерпаемости: Исчерпаемые:Невозобновимые (минералы, руды цветных металлов, сера и т.п.); возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные, гидроэнергетические);Неисчерпаемые: энергия солнца, геотермальная, ветра, морских приливов и отливов, течений. * По применению: Для промышленности:Топливно-энергетические;Металлургические;Химическое и прочее сырьё.Для сельского хозяйства:Земельные;Почвенные;Агроклиматические.Для отдыха и туризма:Рекреационные ресурсы. * Земельные ресурсы мира Структура мирового земельного фонда Регион Доля от всех земельных ресурсов региона, % пашня, сады луга и пастбища леса земли, занятые населеннымипунктами, пром. объектами, трансп. магистралями малопродуктивные и непродуктивные земли Европа 32 19 26 5 18 Азия 21 15 21 2 41 Африка 11 23 26 1 39 Сев. Америка 12 18 33 3 34 Юж. Америка 8 19 47 1 25 Австралия и Океания 5 51 8 1 35 Весь мир* 11 26 32 3 28 * Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия * Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения) Регионы Обеспеченность, га Регионы Обеспеченность, га СНГ 0,80 Северная Америка 0,60 Зарубежная Европа 0,25 Южная Америка 0,35 Зарубежная Азия 0,13 Австралия и Океания 1,80 Африка 0,22 Весь мир 0,20 * Земельные ресурсы регионов мира. Регион Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км Площадь земельных ресурсов на душу населения, га Доля от мирового значения, % земельный фонд пашня луга и пастбища леса пр. земли Европа 10,7 1,5 8 27 16 10 16 Азия 44,3 1,4 33 32 18 28 34 Африка 30,3 6,4 23 15 24 18 22 Сев. Америка 22,5 6,1 17 15 10 17 14 Юж. Америка 17,8 7,3 13 8 17 24 9 Австралия и Океания 8,5 37,0 6 3 15 3 5 Весь мир* 134,0 3,0 100 100 100 100 100 * Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия. * Земельные ресурсы мира Изменение земельного фонда Два противоположных процесса Расширениесельскохозяйственных угодий Истощениесельскохозяйственных угодий освоение залежных земельмелиорацияосушениеорошениеосвоение прибрежных участков морей + _ эрозия почвызаболачиваниезасолениеопустынивание Внимание опасность: земельные ресурсы мира сокращаются! * Земельные ресурсы: два противоположных процесса Земельные ресурсы – это универсальный вид природных ресурсов, необходимый практически для всех сфер человеческой деятельности. Для промышленности, строительства, транспорта земля служит территориальным ресурсом.Земля – источник жизни;Мировой земельный фонд – степень обеспеченности земельными ресурсами. Составляет 13,1 млрд.га. * Сельское хозяйство мира * Сельское хозяйство мира Все страны мира различаются размерами пашни, степенью распаханности территории и показателями обеспеченности пахотными угодьями на душу населения. В целом по миру обеспеченность уменьшилась в 2 раза. На неё воздействуют 2 процесса:Расширение земель;Ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание, опустынивание.Пустыня – географическое, равнинное или гористое пространство, лишённое растительности. * Пустыня Задание: В каких странах и регионах наиболее велика угроза опустынивания,? Проанализируйте карту рис.46 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания .Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной? Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить. * Пути решения проблем: рекультивация земель; освоение новых земель; повышение плодородия почв; достижения в области химического синтеза пищевых продуктов; внедрение достижений селекционно-племенной работы. * Домашнее задание * *