Мониторинг — инструмент управления качеством образования в начальной школе (презентация)
Мониторинг – инструмент управления качеством образования в начальной школе. ФГОС предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование в качестве инструмента управления качеством образования. Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И.Андреев, В.П.Беспалько, В.А.Кальней, A.Н.Майоров, С.Е.Шишов и др.). Одной из ранних работ по вопросам управления качеством образования и образовательному мониторингу является книга Д.В.Татьянченко и C.Г.Воровщикова "Управление качеством образования: вхождение в проблему" (1995 г.). Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М.Поташника (2010 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению. Виды мониторинга Виды мониторинга по их целям:Информационный Базовый Проблемный Управленческий Виды мониторинга по основаниям экспертизы. Динамический.Конкурентный.Сравнительный.Комплексный.Безосновной. Виды мониторинга по уровням управления: школьный; районный; областной (региональный); федеральный. Виды мониторинга в образовании: ПедагогическийСоциологическийПсихологическийМедицинскийЭкономическийДемографический. Основные направления мониторинга – длительное и систематическое обследование с целью получения информации, необходимой для того, чтобы проследить динамику развития личности ученика в образовательном процессе. Программа мониторинга. Диагностика усвоения и качества знаний учеников должна проводится в течение учебного года по всем учебным предметам, по классам и по школе в целом.Обработка и анализ полученных данных.Анализ по результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Коррекция. Однако, при изучении вопроса «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» определяется ряд проблем: • нет четкого толкования качества образования;• в существующих подходах качество образования оценивается преимущественно по результатам, в которых главное место отводится их когнитивным аспектам; • не всегда принимаются во внимание состояние школьных условий, содержание и организация образовательного процесса, в которых эти результаты были получены; • наряду с имеющейся системой теоретических разработок, нет готовых методик оценки качества образования и его результатов Для определения качества образования необходимо: сформировать критерии и показатели оценки качества образования;разработать базу контрольно – измерительных материалов для оценки качества образования; провести работу с педагогическим коллективом по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;организовать системную деятельность в данном направлении. В соответствии с требованиями нового Федерального государственного образо-вательного стандарта начального общего Образования разработана система оценок, ориентированная на оценку качества об-разовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки вы-пускников на ступени начального общего образования. Особенности системы оценки качества: комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. Отличие оценки и отметки Оценка – это словесная характеристика результатов действий (“молодец”, “оригинально”, “а вот здесь неточно, потому что...”) Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) Оценка может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от задач каждой из образовательных ступеней.Оценка всегда направлена "во внутрь", в личность школьника. Оценка эмоциональна. Главная задача отметки - установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства.Отметка обращена во вне, в социум. Она подчеркнуто формализована. Задачи, которые решает система оценивания качества образования: определить уровень учебных достижений учащихся на основе системы ожидаемых результатов; выявить соответствие результатов обучения ожидаемым (запланированным) результатам, зафиксированным в стандартах образования и учебных программах; инициировать коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях, умениях, по развитию компетенций учащихся; создать комплект измерителей учебных достижений учащихся для проведения различных видов контроля по каждому учебному предмету; повысить мотивацию учащихся к учению, самостоятельной деятельности их, к повседневной систематической работе; способствовать развитию критического мышления и способностей к самооценке как основы успешности ученика; отслеживать динамику роста учебных достижений на основе внутреннего и внешнего контроля. Виды контроля стартовый(сентябрь) итоговый(май) промежуточный(1 раз в полгода) текущий(по четвертям, триместрам) Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии. Личностные результаты самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Метапредметные результаты Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Предметные результаты