Презентация по русскому языку Повторение и обобщение знаний о глаголе
1)обобщение полученных знаний по теме «Глагол»; 2)развитие языковой, речевой, коммуникативной компетенций учащихся; 3)воспитание любви и уважительного отношения к родному языку. Задачи: 1)развитие навыков морфологического разбора глагола; 2)развитие навыков лингвистического анализа текста; 3)развитие и совершенствование навыков индивидуальной работы ,самостоятельной исследовательской и творческой работы; 6)закрепление понятий вид ,возвратность; 5)закрепление орфоэпических норм; 4)развитие орфографической зоркости; Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делать ? что сделать? Глаголать – говоритьГлаголовать – много говорить Глаго́льник или глаго́латель (м.р.) и глаго́лательница (ж.р.) – тот, кто глаголет. Глаго́ливый – говорливый, беседливый. Словом глаго́ль называлась и буква Г в славянской и русской азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать). Что касается происхождения (этимологии) слова, то оно заимствовано из церковно-славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь». Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик. Слово о словахКогда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Тема. О чём это стихотворение? Ценность ,весомость и роль слова Идея. О чём заставляет задуматься это стихотворение? Бережное отношение к слову, так как оно имеет не только воссоздающую силу но и разрушительную. Стиль речи: художественный. - воздействует на воображение и чувства читателя; - передаёт мысли и чувства автора; - реализуется в форме поэзии; - употребление художественных тропов, предающих повествованию красочность, силу изображения действительности. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. В.Солоухин. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Слово о словах.Когда ты хоч..ш(?) молвить слово, Мой друг, подумай – (не) спеши. Оно быва..т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет(?)ся, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес..ш(?), (Не) выпускай его в полет. Им можно радости пр..бавить И радость людям отр..вить. Им можно лед зимой ра..плавить И камень в крошку раздр..бить. Оно одар..т иль ограб..т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша..т тебя. Проверьте себя слово сурово эпитетрождено теплом души метафоражаворонком вьётся сравнениемедью траурной поёт метафорический . эпитетслово одарит метафораслово ограбит метафоралёд расплавит метафоракамень раздробит метафора Солоухин Владимир Алексеевич (1924 - 1997),поэт, прозаик. Слово о словахКогда ты хоч..ш молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно быва...т то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьет То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвес…ш , Не выпускай его в полет. Им можно радости пр...бавить И радость людям отр...вить. Им можно лед зимой ра…плавить И камень в крошку раздр...бить. Оно одар…т иль ограб...т, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слуша...т тебя. е ь ( ) е (?) и ь ( ) и а с о и и е (?) ся, – глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делаешь?I.Н.ф.-хотеть; что делать?II.Пост. призн .:несов.в., невозвр.,разноспряг.; Непост.призн.:в форме наст.вр., 2 л.,ед.ч.III.Сказуемое: ты (что делаешь?) хочешь. Морфологический разбор - глагол ,т.к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает?I.Н.ф.-бывать; что делать?II.Пост.призн.:несов.в.,невозвр., I спр.;Непост.призн.:в форме наст.вр., 3 л.,ед.ч.III.Сказуемое: оно (что делает?) бывает сурово. Хочешь Бывает Задание: определите спряжение данных глаголов. I вариант II вариант любишьвидит читаетстелешь ,2 л.,ед.ч. - любить -II спр. ,2 л.,ед.ч. – стелить – I спр.,искл. ,3л.,ед.ч. – видеть- II спр.,искл. ,3 л.,ед.ч.-читать- I спр. Задание: проспрягайте глаголы , правильно расставьте ударение. звонить вручить Ед.ч.1л. звонЮ2л.звонИшь3л. звонИт Мн.ч. 1л.звонИм 2л.звонИте 3л.звонЯт Ед.ч.1л. вручУ2л. вручИшь 3л.вручИт Мн.ч. 1л. вручИм2л.вручИте3л.вручАт Задание: подчеркните грамматические основы в предложениях первой части стихотворения. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши.Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. «Рукой подать»Что это за выражение? Подберите синоним и антоним. Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. Назови глаголы – исключения, относящиеся к 1 спряжению. Как вы понимаете, что такое разноспрягаемый глагол? Назовите их. Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный Назови орфограммы по теме « Глагол» Одеть или надеть:(Ребенка, больного, платье, туфли) Поставь правильно ударение в словах «звонишь», «повторишь» Какая часть речи может похвастаться?«Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет.
Закончи фразу: «Сегодня на уроке - мы повторили…; - мы узнали…; - я выяснил, наконец-то, то, что…
Домашнее задание:1.Повторить параграфы 82-92 (В.Бабайцева.Русский язык.Теория.)2.Не взвесишь-№3.3.Расплавить-№2,определить способ словообразования.4.Зимой-№1(полный фонетический разбор)
Спасибо за урок!