Презентация по теме:Обеспечение психологической безопасности образовательной среды групп раннего возраста а
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды групп раннего возраста
Что такое «психологическая безопасность»?Понятие «личная безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности.Психологическая безопасность – состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (И.А.Баева. Психологическая безопасность в образовании. Санкт-Петербург // Издательство «Союз» 2002 год стр.172).
Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействияОбщим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания
Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются: манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений; межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми);индивидуально-личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьмиинтеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросредастрессовое состояние ребенка, выраженное в трудностях засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально-личностного развития
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:- в трудностях засыпания и беспокойном сне; - в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла; - в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности; - в рассеянности, невнимательности; - в беспокойстве и непоседливости; - в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; в проявлении упрямства; - в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита - в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия); - в игре с половыми органами; - в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук; в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения; - в повышенной тревожности; - в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях. Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенностиУстойчивый оптимистический настрой говорит о том, что ему комфортно в детском саду.
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает: 1.Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания, прогулки и т. п. 2.Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: гимнастика, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.
4. Работу с природным материалом: песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.5. Музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.9. Развитие предметно-пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
1234Порядок ознакомления с основными цветами
{C083E6E3-FA7D-4D7B-A595-EF9225AFEA82}ЦветРекомендуетсяНе рекомендуетсяКрасныйРобким детямГиперактивным детямСинийЭмоциональным,нервознымНеобщительным детямЖелтый, зеленыйВсем детям-ОранжевыйФизически слабым, нервным
Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог в сфере образования – это принцип « НЕ НАВРЕДИ!»1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.2. Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.3. Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.4. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.5. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.6. Умейте слушать и слышать ребенка.7. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.8.Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение.Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка
Благодарю за внимание!