Презентация на тему Особенности методики обучения математики в средних образовательных учреждениях инновационного типа (лицеях, гимназиях, колледжах, частных школах)


Особенности методики обучения математики в средних образовательныхУчреждениях инновационного типа (лицеях, гимназиях, колледжах, частных школах) Содержание 1. Особенности методики обучения математики в средних образовательныхУчреждениях инновационного типа2. Элективный курс «Проценты на все случаи жизни»3. Практическое занятие Особенности методики обучения математики в средних образовательныхУчреждениях инновационного типа Социально-экономические изменения, происходящие в России, переход к рыночным отношениям, включение страны в мировую экономическую систему, компьютеризация всех сфер производства, торговли и финансов требуют коренного улучшения обучения математике будущих специалистов как в средней, так и в высшей школе, тесной взаимосвязи их школьной подготовки . Остро встает проблема создания единой системы непрерывного математического образования для школ и колледжей. Характерной чертой математики на специальностях в профессиональной школе является ориентированность на специальную подготовку и профессиональную деятельность. Повышение качества математической подготовки специалиста любого профиля можно осуществить на базе межпредметных интеграционных процессов с учетом профессиональной направленности обучения. Задача для преподавателя математики в колледже непростая: в кратчайший срок, за один год, в отведенное по учебному плану время изучить программный материал в объеме математики 10-11 классов. Цели обучения математике в школах и в средних специальных учебных заведениях имеют ряд отличий. Если в школе в результате изучения курса математики ученик должен обладать некоторым набором математических знаний, умений и навыков, часто не связанных с его будущей специальностью (просто такие требования выдвигаются программой), то особенность изучения математики в ссузе заключается в том, что уровень владения математическим аппаратом для учащегося колледжа является одним из важнейших факторов, влияющим на его дальнейшую жизнь. Цели преподавания математики в колледже заключаются в: 1) овладении учащимися основами математических знаний;2) формировании математической культуры студентов;3) создании базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин. Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа – привить учащимся умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин!Ведь успех изучения спецдисциплин определяет, в конечном счете, качество подготовки специалиста, а улучшение качества подготовки будущих профессионалов – главная задача обучения, особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке труда в настоящее время. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками напрямую влияет на дальнейшее трудоустройство и карьеру выпускника. К основным направлениям этой работы в процессе обучения математике можно отнести следующие: • усиление в аспекте прикладной ориентации взаимосвязи математики и других смежных дисциплин;• сближение методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике;• раскрытие своеобразия отражения математикой законов действительности;• формирования у учащихся умений строить математические модели;• изучение впечатлений учащихся, сложившихся в результате наблюдения трудового процесса, и учет обобщенных результатов при объяснении нового материала; • превращение материалов наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики;• систематическое использование на уроках математики материала по специальности, элементов производительного процесса;• ознакомление учащихся средствами математики с особенностями выбранной ими специальности. Элективный курс по математике «Проценты на все случаи жизни»для учащихся 1-2 курса колледжа Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в средней школе и с проведением сложных научно-исследовательских работ, не только с выпечкой кулинарных изделий и приготовлением лакомств, солений и варений, оно буквально атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, кредитов, инфляций, девальваций. «Брать ссуду в банке или купить в кредит? Может быть выгоднее накопить денег для покупки дорогостоящей вещи?» Чтобы ответить на эти вопросы, требуется умение решать задачи по теме «Проценты». Курс предполагает, что обучающиеся смогут свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, сумеют просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков, и выбрать наиболее выгодные. Практические задачи повседневной жизни человека в современном обществе, требуют для своего решения не только первичных знаний о процентах, но и более глубоких. Пояснительная записка Предполагаемый элективный курс предназначен для реализации на 1-2 курсах колледжа (10-11кл). Данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся, имеет прикладное общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления студентов, использует целый ряд межпредметных связей. Данный курс по выбору «Проценты на все случаи жизни» рассчитан на 1 час в неделю, всего 34 часа. Группа формируется на два семестра из студентов 1 и 2 курса, желающих заниматься математикой. Состав группы постоянный, количество обучающихся до 15 человек. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Специфика темы такова, что значительное позитивное влияние на знания и умения учащихся оказывает последующее обучение, причем не математике, а химии, где процентные расчеты являются существенным элементом содержания обучения, об этом свидетельствуют и приемы решения задач, и способы записи их решения.Содержание программы курса включает углубление тем базовой общеобразовательной программы, а так же расширение по отдельным темам. Каждое занятие включает теоретический материал (30%) и практические задания. Цель элективного курса – обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме проценты, обретение практических навыков решения задач на проценты, повышение качества знаний школьников, развитие способностей учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях. Разработанный курс направлен на решение следующих задач: сформировать у обучающихся умения и навыки по решению задач с процентами, развить их математические способности;активизировать познавательную деятельность обучающихся;способствовать развитию алгоритмического мышления студентов;расширить представления обучающихся о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету; убедить обучающихся в практической необходимости владения способами выполнения математических действий; развивать способности учащихся к исследовательской и проектной деятельности;повысить информационную и коммуникативную компетентность студентов. Программа содержит темы творческих работ и список литературы по предложенным темам.В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности студентов, а также различных форм организации их самостоятельной работы. Требования к уровню усвоения курса:по окончанию изучения курса обучающиеся должны знать /понимать: смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами;построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, понятие процента; иметь представление: о применении процентов в повседневной жизни;уметь: представлять проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; находить проценты от величины, величину по ее проценту;выражать отношения в процентах;применять полученные математические знания в решении жизненных задач; уметь использовать дополнительную математическую литературу. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и химических;самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;выполнения расчетов практического характера; Контроль: В ходе занятий учащиеся выполняют индивидуальные контрольные задания, а по окончанию занятий курса проект, тема которого определяется каждым обучающимся индивидуально. Список тем может быть сообщен заранее, чтобы студенты могли воспользоваться правом выбора темы или даже сумели предложить свои собственные «свободные» темы. Работа над выбранной темой может быть сугубо индивидуальной, но не исключается выполнение проекта неболь­шой группой учеников.Обсуждение результатов выполнения проекта желательно про­водить во время публичной защиты, куда могут быть приглашены и не изучавшие данный курс учащиеся. Тематика возможных проектных (творческих, исследовательских) работ учащихся 1. Проценты на уроках…Учащимся предстоит выяснить, какие задачи «на проценты», и на каких предметах они решают. Учащимися проводится самостоятельная исследовательская работа, в ходе выполнения которой учащиеся выясняют, как используется понятие процентов при изучении других дисциплин? Результаты работы обсуждаются совместно, дополняются. При изучении этого вопроса рассматривается использование процентов на уроках химии, физики, географии. В восьмом классе учащиеся начали изучать химию. Химия тесно связана с математикой, т.к. при решении химических задач необходимо знание процентов, умение составлять пропорции. Поэтому одной из таких работ может быть проект «Проценты на уроках химии». 2. Кредит, ссуда или сберегательный вклад?Понятие процентов и их роли в повседневной жизни. В этом проекте учащимся предстоит:определить какую крупную вещь вы решили приобрести;желательно познакомиться с правами и обязанностями потребителя (покупателя) и определить, что необходимо для того, чтобы стать грамотным покупателем;изучить типы соответствующих магазинов в вашей местности, исследовать цены и ассортимент интересующих вас товаров;определить максимально подходящий магазин для покупки, запланированной вещи;выяснить (собрать) предложения различных магазинов (цена товара, первый взнос, проценты по кредиту) банков по ссудам (виды кредитов, проценты, сроки, условия)банков по вкладам (процентные ставки, виды вкладов, сроки)кредитных отделов (первый взнос, проценты, сроки возврата кредита);выполнить расчеты, оформить результаты (таблицы, схемы, графики, диаграммы);проанализировать полученные результаты, выбрать наиболее выгодные предложения. 3. Профессия + проценты.В этом проекте учащимся предстоит:изучить интересные и престижные профессии, выделить те группы профессий, в которых необходимы знания о процентах;детально изучить несколько профессий, создать базу данных (включающую название профессии, диапазон заработной платы, необходимые навыки образования и работы, учебные заведения в которых можно получить необходимое образование, какие школьные предметы требуются на вступительных экзаменах, предполагаемое место работы, должностные обязанности, и т.п.) Практическое занятие Тема: Решение задач на проценты с помощью уравнений Цель урока: Отработка навыков по решению задач на проценты с помощью уравненийХод урока:I Актуализация знания Тест – опрос. Установите истинность (ложность утверждения)1) Верно ли: а) 37% = 0,37 б) 290% = 2,9 в) 9% = 0,92) Верно ли: а) 5% от 400 равно 20 б) 20% от 300 равно 6 в) 1% от 1 м равно 10 см3) Найти число х: а) 4% его равны 160; х = 400 б) 70% его равны 560; х = 800 в) 17% его равны 68; х = 4004) Процентное отношение чисел: а) 150 к 500 равно 30% б) 7 к 10 равно 700% в) 137 к 100 равно 137% II Решение задачЗадача 1. Одной машинистке на перепечатку рукописи требуется на 12 ч больше, чем другой. Если 25% рукописи перепечатает первая машинистка, а затем к ней присоединится вторая машинистка, то на перепечатку рукописи им понадобиться 35 ч, считая от момента начала работы первой машинистки. За сколько часов могла бы перепечатать рукопись каждая машинистка, работая отдельно? Задача 2. Положив в банк деньги, вкладчик получил через год прибыль в 240 тысяч рублей. Однако он не стал забирать деньги из банка, а, добавив к ним еще 60 тысяч, снова оставил деньги на год. В результате спустя еще год он получил в банке 1 миллион 100 тысяч рублей. Какая сумма была положена в банк первоначально и какой процент прибыли в год давал банк? Задача 3. Имелось два слитка меди. Процент содержания меди в первом слитке был на 40 меньше, чем процент содержания меди во втором. После того как оба слитка сплавили, получили слиток, содержащий 36% меди. Найдите процентное содержание меди в первом и во втором слитках, если в первом слитке было 6 кг меди, а во втором – 12 кг. Задача 4. Для определения оптимального режима снижения цен социологи предложили фирме с 1 января снижать цену на один и тот же товар в двух магазинах двумя способами. В одном магазине – в начале каждого месяца (начиная с февраля) на 10%, в другом – через каждые два месяца, в начале третьего (начиная с марта) на одно и то же число процентов, причем такое, чтобы через полгода (1 июля) цены снова стали одинаковыми. На сколько процентов надо снижать цену товара через каждые два месяца во втором магазине? III Задачи для самостоятельной работы Задача 1. В соответствии с договором фирма с целью компенсации потерь от инфляции была обязана в начале каждого квартала повышать сотруднику зарплату на 3%. Однако в связи с финансовыми затруднениями она смогла повышать ему зарплату только раз в полгода (в начале следующего полугодия). На сколько процентов фирма должна повышать зарплату каждые полгода, чтобы 1 января следующего года зарплата сотрудника была равна той зарплате, которую он получил бы при режиме повышения, предусмотренной договором.Задача 2. На заводе было введено рационализаторское предложение. В результате время, необходимое для изготовления рабочими некоторой детали, уменьшилось на 20%. На сколько процентов возросла производительность труда этого рабочего?Задача 3. Из жителей города одни говорят только на украинском, другие – только на русском, третьи – на обоих языках. По-украински говорят 85% всех жителей, а по-русски – 75%. Сколько процентов всех жителей этого города говорят на обоих языках? Спасибо за внимание!