Презентация по литературе Иван Андреевич Крылов
Иван АндреевичКрылов БиографияПроизведения Крылов Иван Андреевич1769 — 1844Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 — 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа". Биография 2(13)февраля 1768г.(1769г.-вероятнее)родился Иван Андреевич Крылов.Место рождения - Москва.Отец – Андрей Прохорович. Начал службу рядовым, через 13 лет становится прапорщиком, еще через 2 года – поручиком. Мать – Мария Алексеевна, неграмотная, но наделенная природным умом, следила за образованием сына.Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. 1774г.Андрей Прохорович Крылов выходит в отставку, назначается председателем уголовной палаты губернского магистрата в Твери, куда и переезжает семья. 1777г.Отец устраивает маленького Крылова подканцеляристом в Калязинский нижний земский суд, однако работа Ивана не интересует, он лишь числится среди служащих.В это же время Иван Крылов сумел удивить тверского помещика Н.П. Львова своими стихами. За это ему разрешили учиться вместе с детьми помещика. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянский языки. 1778г.Умирает отец Ивана Крылова, в наследство оставив сундук с книгами.Мать хлопочет о пенсии, но ей отказывают. Семья оказывается в нищете.Ивана переводят в Тверской губернский магистрат в чине подканцеляриста. Именно на этой службе произошло знакомство молодого Крылова с порядками в суде и взяточничеством. Зима 1783г. Переезд Ивана Крылова в Петербург. 1783г. Крылов устраивается на работу в чине губернского секретаря в Казенную палату. Вскоре вызывает в столицу мать и младшего брата, Льва. 1784г. Пишет комическую оперу «Кофейница», в которой высмеивает провинциальные крепостнические нравы( была напечатана в 1868г.)Иван знакомится с директором театра П.А. Соймоновым и драматургом Н.Б. Княжниным. 1785г. Смерть матери писателя. В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить. В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинкнигаять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор. После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор. В 1801 Крылов завершил комедию "Пирог", поставленную в Петербурге и в Москве.В 1806 возвратился в Петербург, где установил новые литературные связи, написал комедии "Модная лавка" (1806) и "Урок дочкам" (1807). В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова. В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателейи славяно-русского словаря. 9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. Басни Басня - один из старейших жанров литературы. Уже в Древней Греции широкую известность получили басни поэта Гесиода, но особенно популярным был баснописец Эзоп. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен.Басни в русской литературе мы находим у М. В. Ломоносова, А. П.Сумарокова, В. И. Майкова, И. И. Хемницера, И. И. Дмитриева, И. А. Крылова.Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.Мораль - начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Басня состоит из рассказа и морального, нравоучительного вывода. Мораль может быть перед рассказом и после него, иногда даже отсутствовать (в этом случае она подразумевается).В баснях мы часто встречаем олицетворение (животные и неодушевленные предметы говорят, думают, чувствуют), аллегорию (изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой - хитрый человек, за ягненком - беззащитный человек, за волком - злой, бессердечный человек). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них. У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. В басне "Волк на псарне" уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этой басне под образам волка подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации.Но он не рассчитал своих возможностейи попал "на псарню" вместо "овчарни"... Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи. «Волк на псарне» Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, "маленькие люди" также нашли, свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Сюда же можно отнести басню "Волк и ягненок". "У сильного всегда бессильный виноват", — гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как "Агнец Божий" — аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня "Две собаки"), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня "Квартет", где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые "Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой". Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные? Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне "Стрекоза и муравей" муравей говорит: "Кумушка, мне странно это", "Так поди же, попляши". Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым "прыгучим" размером — хореем. Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла. ИЛЛЮСТРАТОРЫБАСЕНИ.А.КРЫЛОВА
ВАЛЕНТИНАЛЕКСАНДРОВИЧСЕРОВ Среди несомненных шедевров, которыми столь богато и разносторонне представлено живописное и графическое наследие Валентина Александровича Серова, серия его иллюстраций к басням И. А. Крылова занимает большое и важное место. Художник работал над серией в течение шестнадцати лет (с 1895 по 1911 год) и особенно интенсивно — в последние годы жизни. Результатом этой работы явилось большое количество вполне законченных произведений, которые, являясь превосходными иллюстрациями к басням И. А. Крылова, имеют в то же время большую самостоятельную художественную ценность. То, что В. А. Серов обратился к басням, не было неожиданностью, его непременно должен был привлечь их острый юмор, который очень ценил художник в жизни. Кроме того, Серов с детства любил животных, в их поведении находил много сходства с характером поведения людей. Художник постоянно наблюдал за ними, рисовал их, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки в альбомах разных лет. В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни И. А. Крылова с иллюстрациями В. А. Серова. Издание решено было назвать «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова» и составить его из следующих двенадцати листов: «Обоз», «Ворона и Лисица», «Мельник», «Волк и Журавль», «Тришкин кафтан», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Ворона», «Лев и Волк», «Осел и Мужик», «Мартышка и очки», «Щука».Работа над рисунками к басням увлекла Серова, и, хотя издание не было осуществлено, художник сделал большое количество великолепных зарисовок и законченных иллюстраций . Лисица и виноград. Бумага, графитный карандаш. 22,2х35,5 см. Государственная Третьяковская галерея Лев в старости Лев и волк. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо. 26,8х 42,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Квартет. 1895-1898 гг. Бумага, графитный карандаш. 22,1х35,5 см. Государственный литературный музей. Москва. Мор зверей. Бумага, итальянский карандаш. 26,7х42,5 см. Государственная Третьяковская галерея. "Мартышка и очки". Бумага. графитный и чётный карандаш. 26,7х42,5 см. Государственная Третьяковская галерея. Ворона в павлиньих перьях. К басне "Ворона". Бумага, графитный карандаш. 26,6х42,3 см Государственный Русский музей. ЕВГЕНИЙРАЧЁВ «Ворона и лисица» «Квартет» «Осёл и соловей» «Лебедь, Щука и Рак» «Волк и Ягнёнок» АЛЕКСЕЙМИХАЙЛОВИЧЛАПТЕВ «Волк на псарне» «Свинья под дубом» «Мартышка и очки» ВИКТОРИНАПО БАСНЯМИ.А. КРЫЛОВА 1). В каком городе баснописцу И.А. Крылову поставлен памятник? 2). Что означает слово «квартет»?3). Из каких басен взяты эти строки? А) « Да только воз и ныне там.» Б) «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» В) «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.» Г) «Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет Очки не действуют никак.» Д) « У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем.» Е) « Голубушка! Как Хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!» Ж) « Он порча, он чума, он язва здешних мест! (А Васька слушает да ест)» З) « Вот то-то мне и духу придает, Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки.» 2) Каждый герой басни олицетворяет собой определенные качества. Какие качества олицетворяет Волк, Осел, Ягненок, Лиса?5) Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл. «Слона-то я и не приметил»; «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»; «На задних лапках я хожу» «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»; «Да только воз и ныне там»; «… рыльце у тебя в пуху».6) В каких случаях употребляют выражение «демьянова уха»? 7) Какому событию российской истории посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне»? а) Куликовской битве; б) Бородинскому сражению; в) крещению Руси; г) войне 1812 года, когда Наполеон вошёл в оставленную Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена. 8) Какая басня И.А.Крылова заканчивается словами: «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды»? 9) Кто из героев басни И.А.Крылова «Свинья под дубом» говорит такие слова: «Ведь это дереву вредит, - … Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.»? 10) Какая басня И.А.Крылова заканчивается словами: «Сыр выпал - с ним была плутовка такова»? ОТВЕТЫ 1) (В Петербурге, в Летнем саду) 2) (Музыкальное произведение для четырех инструментов) 3) а) («Лебедь, рак и щука») б) («Стрекоза и Муравей») в) («Квартет») г) («Мартышка и очки») д) («Волк и Ягненок») Е) («Ворона и Лисица») ж) («Кот и повар») з) («Слон и Моська») 7) Г. 8) «Свинья под дубом» 9) Ворон. 10) «Ворона и лисица» Поэт Батюшков писал о И.А. Крылове: «Этот человек – загадка, и великая!»А великий критик Белинский восхищенно заметил: «Слава И.А. Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.