Презентация по технологии на тему Особенности женской хантыйской одежды
ОСОБЕННОСТИХАНТЫЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ Высшая квалификационная категорияИшкильдина Римма ХуснулловнаПодготовила учитель технологии МБОУ СОШ№ 6 г. Радужный ХМАО-Югры ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Рассмотреть особенности в хантыйской женской одежде1) Характерные отличия этнографических групп народов ханты2) Характеристика составляющих женской одежды (северной, восточной, южной групп) 3) Характеристика свойств материалов ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ханты — коренной народ в Западной Сибири. Самоназвание — ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ НАРОДОВ ХАНТЫ Особенности Хантыйской женской одежды Северная группа Восточная группа ВЛИЯНИЕ ДРУГИХ КУЛЬТУР НА ОДЕЖДУ ХАНТОВ Значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно — Южно — Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.На культуру северных хантов также влияла национальные особенности ненцов. ОСОБЕННОСТИ ХАНТЫЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ Северная группа Одеждазимняя, летняя Покрой одежды аппликация из цветных тканей, была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами Обувь Украшения Одежда народов северных Хантов, близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками УКРАШЕНИЯ ИЗ ПОЛОСОК-АППЛИКАЦИЙ Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций. Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков. Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам». Все вместе образует яркую цветовую кайму. Аппликацией украшают и рукавицы. Обычно для платьев и халатов употребляют цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные. По красному полю платья аппликация выполняется из синей и белой ткани, редко с применением желтых полосок, а по синему полю идут красная и белая полосы, желтый цвет также применяется редко. Зеленый цвет практически не встречается в традиционной одежде хантов . ОСОБЕННОСТИ ХАНТЫЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ Восточная группа Одеждазимняя, летняя Покрой одежды Воротники, ластовицы и обшлага Была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами Обувь Ажурные, оловянные бляшки собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах Ханты раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги — чижи, которые надевали под меховые кисы. ВЛИЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ OБИТАНИЯ НА ВНЕШИНИЙ ВИД ОДЕЖДЫ Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей. Зимнюю меховую шубу (сах) делали двойной, т. е. на подкладе из меха или же из птичьих шкурок. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов и манси (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха. У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок. ПОКРОЙ РУБАХИ На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи — это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине. Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год. ОСОБЕННОСТИ ХАНТЫЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ Южная группа Одеждазимняя, летняя Покрой одежды Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол. Их также украшали аппликацией Покрой спинки, которая кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки Обувь Использовали крапивное полотно Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. ТКАЧЕСТВО По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15—20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали. ОБУВЬ ХАНТОВ –КИСЫ, ЧИЖИ Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья. ГОЛОВНОЙ УБОР ЖЕНЩИН Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головойЗамужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа ХАРАКТЕРИСТИКА СВОЙСТВ МАТЕРИАЛОВ Материалом для одежды служила прежде также и рыбья кожа (налима, осетра).Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НИТОК ИЗ ОЛЕНЬИХ СУХОЖИЛИЙ. Традиционно для пошива меховой одежды, изготовления меховой мозаики, бисерных изделий, да и для шитья по сукну ханты и манси пользовались нитками из оленьих сухожилий или «жилками». МАСТЕРИЦЫ ИСКУСНИЦЫ Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). РАБОТА С БИСЕРОМ Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага — все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенность хантыйской женской одежды состоит в том, что независимо от вида этнографической группы невольно отмечаешь ее красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов и использование их при ее изготовлении.Удивительная особенность мастерства женщин заключается в выполнении всех работ в ручную: будь то выделывание шкур, обработка рыбьих шкурок, пришивание полосок аппликации, вышивание бисером. Особенность хантыйской женской одежды выражена ярких колоритах, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край- все это отражается в женской одежде народов ханты ЛИТЕРАТУРА 1. Бахлыков, П. С. Юганские ханты : история, быт, культура : краткое ист. повествование о ханты Сургут. р-на. – Тюмень : Софт-Дизайн, 1996. – 208 с. 2. УРОКИ ЕВДОКИИ ЕРНЫХОВОЙДекоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Текст и иллюстрации Елены Оборотовой. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Лаборатория этнического мониторинг . Березово 19973. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. Учебное пособие /Мар гост. Ун–т. Йошкар- ола. – 2000г., 4. Зубаирова Ж. Б. Знакомство с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28 http://www.severprostor.ru/novyj-staryj-biser.