Презентация по психологии на тему :Отставание в психическом развитии младших школьников: зпр, педагогическая запущенность


Тема: Отставание в психическом развитии младших школьников: задержка психического развития, педагогическая запущенностьПодготовилаКаюкова Тамара Дмитриевна СодержаниеЧто такое задержка психического развития(ЗПР)Причины ЗПРКлассификацияХарактерные особенности детей с ЗПРРекомендации педагогуЧто такое педагогическая запущенностьСтадии педагогической запущенностиНегативное отношение в детском коллективеПроявления педагогической запущенностиПредупреждение и преодоление Задержка психического развития- крайний вариант нормы. Это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста Причины ЗПРАлкоголизм родителейБолезни матери во время беременностиРодовые травмыИнфекции, перенесенные в первые месяцы жизни КЛАССИФИКАЦИЯ (К.С. Лебединской)Задержка психического развития конституционального происхожденияЗадержка психического развития соматогенного происхожденияЗадержка психического развития психогенного происхожденияЗадержка психического развития церебрально-органического генеза Особенности детей с ЗПРНедостаточность общего запаса знаний об окружающемОграниченность представлений, необходимых для усвоения школьных предметовНезрелость мышленияНесформированность учебных интересов и преобладание игровыхНедостаточность образований связей между восприятием и двигательными функциямиНесформированность функций внимания, памяти и других высших психических функций РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМНеобходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силахНе нужно требовать немедленного включения в работуНе нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопросаСтараться облегчить образовательный процессОсуществлять индивидуальный подходТемп подачи материала должен быть спокойнымИспользовать игру и игровую ситуацию ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬЗапущенность педагогическая- устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. СТАДИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ1 стадия-предрасполагающая2 стадия-следствие слабой психологической и педагогической готовности к школьному обучению3 стадия-характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам жизни коллектива, появлением ассоциативных тенденций, отклоняющимся поведением. 1 СТАДИЯОна возникает в результате неправильного воспитания в семье, из-за ошибок воспитателей дошкольных учреждений, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе(соответствует дошкольному возрасту) 2 СТАДИЯУ младших школьников появляются начальные формы негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе. Основная причина- отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Источниками неудач служат недостатки организации учебно-воспитательного процесса. 3 СТАДИЯЧасто встречается в подростковом возрасте и у старших школьников. Характеризуется негативным отношением к нормам и правилам жизни коллектива, появлением асоциальных тенденций, отклоняющимся поведением НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕОсновная причина- отсутствие успеха в деятельности, прежде всего в учебной. Неудачи и трудности, испытываемые детьми на фоне благополучного положения одноклассников, отрицательно сказывается на эмоциональном самочувствии ПРОЯВЛЕНИЕУчащиеся стараются привлечь к себе внимание негативными способами- плохим поведением, невыполнением домашних заданий. Источником неудач в значительной степени являются недостатки организации учебно-воспитательного процесса в школе. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕДиагностика причин и мотивов поступковТочный педагогический диагнозВыбор оптимальной методики обучения и воспитания СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1999.2.БожовичЛ Л. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. 3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.4. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». -М.: №2 2003г., №2 2004г.5. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». -М.: №2 2003г., №2 2004г.6. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; - Т. 2. - 1989. 7. Технология коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения)/ под ред. Шевченко С.Г.- Самара.: Изд-во Самарского ИПК ПРО, 1998