Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Авторы: Участники проекта: Коршун С. Д. Педагоги, дети, Залага О. Н. родителир.п.Куйтун МКДОУ Детский сад «Незабудка»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью. Его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…Е. И. Тихеева
Актуальность• предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;• не всегда учитывается принципы её построения;• в группе не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;• присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности. Новизна данного проекта заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях старшей группы ДОУ
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (гл.7) определяет направление образовательной программы дошкольного образования на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных длядетей дошкольного возраста видов деятельности.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены федеральным государственным образовательным стандартом: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру;положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства;ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
При переходе от ФГТ к ФГОС предметно- развивающая среда должна быть: Содержательно насыщенной Трансформируемой Полифункциональной Вариативной Доступной Безопасной
Принципы построения развивающей среды принцип дистанции, позиции при взаимодействии;принцип активности, самостоятельности, творчества;принцип комплексирования и гибкого зонирования;принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости – закрытости;принцип стабильности, динамичности;принцип учёта половых и возрастных различий детей
Система мероприятий:I этап подготовительный изучение требований, выявление базовых компонентов, проектирование предметно – развивающей среды в групповом помещенииII этап основной реализация проектирования предметно – развивающей среды в группеIII этап завершающий выводы о результатах начатой работы,перспективы дальнейшей работы
Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей;- провести проблемно-ориентированный анализ предметно-развивающей среды;- разработать план по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС;- формировать предметно-развивающую среду в старшей группе в соответствии с современным государственным стандартом
Стратегия реализации проекта ФевральИзучение нормативно-правовой базы, наработка методических рекомендаций по работе с детьми в условиях реализации ФГОС. Ожидаемый результ: Совершенствование аналитических умений; выбор педагогических технологий, соответствующих образовательным задачам МартРазработать программу создания предметно-развивающей среды для старшей возрастной группы. Ожидаемый результат: Определение форм образовательной деятельности по каждой образовательной области Апрель-сентябрь.Оформление зон с учетом программы, возрастных особенностей и требований техники безопасности; подбор наглядного материала для организации предметно-развивающей среды по образовательным областям. Ожидаемый результат: Организация предметно-развивающей среды; создание материальной базы методического обеспечения проекта Ежемесячно. Оформление консультаций для родителей. Ожидаемый результат: Организация совместной деятельности воспитателя и родителей Май. Анализ работы по организации предметно-развивающей среды в старшей группе. Ожидаемый результат: Сравнение показателей освоения программы в ФГОС Июнь-сентябрь.Обобщение и трансляция опыта работы. Ожидаемый результат: Развитие самооценки профессиональных качеств.
МониторингСформирован банк нормативно-правовых документов разных уровней; имеется подборка необходимой методической литературы;Составлен и реализуется перспективно - тематический план организации педагогической работы с детьми;Сформирована предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;Выполнено условное зонирование группового помещения согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды;В группе выделены островки для девочек и мальчиков;Разработаны образцы игр, пособий, игрового материала для наполнения предметно- развивающей среды и реализации модульных форм работы с детьми;Проведено декоративное оформление для родителей: информационные, познавательно- развивающие стенды и стенды достижений;Обобщение собственного положительного педагогического опыта на педагогическом совете воспитателей ДОУ
Нормативно-правовая база проекта Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект) Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.); Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский,1989г Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26 Устав ДОУ Годовой план работы ДОУ Положение о педагогическом Совете ДОУ Положение о родительском комитете ДОУ Приказы заведующего ДОУ.
Список литературы 1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993 2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989 3. Закон Российской Федерации « Об образовании» 4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003 5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» 6. ФГОС ДО 7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Предполагаемый результат: -повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях ФГОС;-создание вариативного проекта современной предметно-развивающей среды в условия группы ДОУ для повышения качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС;-оформление центров по разным видам детской деятельности; оптимизация игрового пространства;-систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы;-умение создавать пространство, удовлетворяющее потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка в группе;-проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег и родителей.
Центр речевого развитияЧто за чудо эти книжки!Очень любят их детишки!Регулярно все читают,Много знаний получают!
Центр познавательного развития
Учебная зона
Уголок природы, уголок экспериментальной деятельности
Центр художественно – эстетического развития
Музыкально – театральный уголок
Центр социально – личностного развития
Центр физического развития
Информационный центр для родителей
Результат:разнообразили материальное оснащение группы;группа стала более привлекательной для детей;дети стали более коммуникативны, у них нет затруднений в выборе рода занятий.
Спасибо за внимание!