Презентация Психолого-педагогические рекомендации для учителей работающих с детьми с ОВЗ
Психолого-педагогические рекомендации для учителей работающих с детьми с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья)
Общий анализ заболеваемости детей и подростков в РФОбщая заболеваемость детей в возрасте 0-14 лет выросла на 2,7%.Показатель общей заболеваемости детей подросткового возраста по сравнению выросла на 6,2%.По итогам Всероссийской диспансеризации доля здоровых детей составляет - 33,89%, Увеличилось вдвое количество детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.Рост заболеваемости детей по классам болезней :первое место занимают заболевания органов дыхания, второе - заболевания органов пищеварения, третье - заболевания глаз и его придаточного аппарата, четвертое место - заболевания кожи и подкожной клетчатки пятое место травмы и отравления.
Общий анализ заболеваемости детей и подростков в РФВ дошкольных учреждениях имеют первую и вторую группу здоровья от 62 до 75% детей, в начальных классах от 50 до 60% детей, в старших классах лишь 28-40%. В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. (2% детского населения) I место - психические расстройства и расстройства поведения (25,02%),II место – болезни нервной системы (22,47%)III место- врожденные аномалии развития (20,6%),IY место - инфекционные и соматические заболевания (20,2%).
Динамика учащихся, имеющих инвалидность
Различаются следующие категории детей с нарушениями в развитии:дети с нарушениями слуха;дети с нарушениями зрения;дети с нарушениями речи;дети с аутичным спектром;дети с СДВГ.
НАРУШЕНИЯ СЛУХА. Глухие (ранооглохшие) дети. Врожденная глухота. Обучение в школах 1-го вида.Глухие (позднооглохшие) дети. Глухота после 4-5 лет. Словесная речь сформирована. Обучение в школах 2-го вида.Слабослышащие (тугоухие дети). При 1-2степени возможно обучение в массовой школе.
Особенности слабослышащего ребенка. Речевые, познавательные.Речь – искажение, замена, ограниченный словарный запас. «Ноти» – «ножницы», «плакала» - «блакала», «срезать-резать», вместо «умывальник» – «кран».«Мышление едет в повозке речи». Преобладает наглядно-образное мышление. Страдает абстрактно-логическое мышление. Память. Своеобразие образной памяти. Большая успешность в запоминании существительных. Трудности в запоминании связной речи.
Психологические особенности.Тревожность, эмоциональная зависимость.«Неагрессивная агрессивность» – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности.Нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах детей вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией собеседника;
Рекомендации педагогам работающим с детьми с нарушенным слухом:Широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.Особое внимание уделяется выработке навыков самоконтроля за произношением. Высокая продуктивность в запоминании жестов.
Нарушения зрения и особенности обучения. Слабовидящие третьей группы. Миопия (близорукость). Большое напряжение, трудности чтения с доски.
2.Гиперметропия (дальнозоркость)Усиливается утомление во время работы на близком расстоянии. Возникают трудности при детальном рассматривании мелких объектов (начинаются головные боли)
3. Астигматизм.Астигматизм не всегда корректируется очками. В связи с этим возникают трудности овладения чтением, письмом. Нарушение зрительного восприятия и целостного образа окружающего мира. Напряжение и недостаточная отчетливость.
4. Нистагм.(большая амплитуда колебательных движений глаз)«Точка покоя» – поворот головы, что вызывает улучшение зрения.Трудности при зрительной фиксации взора.Трудности при списывании с доски.
Познавательные и психологические особенности.Замедленное восприятие.Недоразвитие пространственного восприятия (снижение запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлений окружающего мира)Трудности в познавательной деятельности.Обедненность эмоциональной сферы.Затруднения в общении.
Рекомендации педагогам работающим с детьми с нарушением зрения:Учителю следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы.Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт. Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Увеличение время экспозиции.Не использовать предметы с блестящей поверхностью.Учет насыщенности окраски пособий (яркость, четкость, контрастность).
Речевые нарушения и особенности обучения.ОНР. (общее недоразвитие речи)Заикание. Дислалия «косноязычие» (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе)Дислексия (нарушение процесса чтения)Дисграфия (нарушение процесса письма)
Рекомендации педагогам работающимс детьми с речевыми нарушениями:В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Говоря о задачах или проекте, рассказывай все «по шагам». Избегай словесных штампов и образных выражений (доступно ичетко)
Аутизм. Психологические и познавательные особенности.Имеют специфические трудности переработки и организации информации.Неловкость, вялость, зажатость.Старается не смотреть в глаза.Повышенная чувствительность (звуки, прикосновения)Стереотипные движение и ритуалы. Аутоагрессия и агрессия при неудачах.
Рекомендации педагогам работающимс детьми с аутичным спектром: Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается;Стереотипные движения, помогают ему снизить дискомфорт; Индивидуализированной оценке достижений ребенка с учетом его особенностей;Нуждается в постоянной помощи на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений;
Обязательным элементом организации образовательного процесса являются соблюдение расписания занятий и правил поведения, с которыми ознакомлены дети, родители, учителя. «Знак тишины»
Эффективным методом организации образовательного процесса является использование пиктограмм
СДВГ. Психологические и познавательные особенности.Трудности в концентрации внимания.Чрезмерная подвижность, могут вертеться, вставать, совершать много ненужных действий. Проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций.Импульсивность.Сглаживается в старших классах.
Рекомендации педагогам работающим с детьмис СДВГ Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкульминутки. Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 15- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.
Общие рекомендации использовать четкие указания; - поэтапно разъяснять задания; - учить последовательно выполнять задания; - повторять инструкции к выполнению задания; - демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача
В учебном процессе использовать различные виды деятельности- чередовать занятий и физкультурные паузы; - предоставлять дополнительное время для завершения задания; - предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания; - использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; - использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями.
В организации учебного процесса необходимо- составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника; - разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!