Презентация на тему Словарная работа на уроках русского языка как один из приемов развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
«Словарная работа на уроках русского языка как один из приемов развития речи и обогащения словарного запаса учащихся»Учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Благовещенка Архангельского района Республики Башкортостан Усманова Роза Ягафаровна
Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создаётся множество нового, и всё требует новых словесных форм. А.М.Горький
Важнейшая задача современной школы - давать глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Работа над правильным произношением, над выразительностью устной и письменной речи, над обогащением словаря, над орфографически грамотным письмом – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителями.
При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:1. Работа над словарём помогает формировать личность ученика, его мировоззрение, вооружить навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.2. В содержание словарной работы входит объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.4. Словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами курса русского языка.
словарно – орфографическая: в процессе изучения правописания слов детям предлагаются задания, которые наряду с орфографическими целями преследуют цели лексические, т.е. направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на расширение словаря учащихся. Для раскрытия лексического значения слова использую в своей работе следующие приёмы:Показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа).Замену данного слова синонимом.Разбор слова по составу.Замену данного слова описательным оборотом.При работе в классе можно использовать следующие виды работ:
Наиболее распространённые виды словарной работы - диктанты. 1.Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово на карточке и записывают его.2.Картинный диктант:I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают слово.
Можно предложить следующие упражнения.Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев).Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.Бот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен).Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).
При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением.Например: Объясните значение выделенных слов.Весело сияет месяц за окном.Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот.Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например:• написать по памяти,• составить словосочетание, предложение с любым из слов. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые.Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.
Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать.Например:Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там".Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта".А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу.
Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" можно предложить игры типа:«Кто больше?» К данным словам подберите однокоренные. Запишите только те, в написании которых вы уверены. Назовите (напишите) слова на тему "Поле", "Сад", "Огород". Перечислитье(напишите) названия птиц, животных, учебных вещей.«Кто лучше?» К словам подберите подходящие имена прилагательные (глаголы, существительные): сирень, помидор, яблоко, огурец, осина.Назовите слова с мягким знаком на конце (в середине) слова.Назовите (напишите) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс).Назовите (напишите) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс). "Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д.Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет".Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".
«Кто быстрее?» К данным словам подобрать противоположные (близкие) по значению слова из «Словаря».Справа-…, сверху-…, завтра-…, здравствуй-…, пожалуйста-… .«Кто быстрее и правильнее?» Подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетание:Жареный-…, восточный-…, солёный-…, и т.д.«Кто больше?» Вспомнить загадки, отгадками к которым являются слова из словаря. Загадай товарищам.Вспомнить пословицы, стихи, в которых встречаются словарные слова. Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом.Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др.
Игра «Цепочка слов»Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.Берёза – автобус – север – рисунок – капуста – альбом – молоко - огурец.Найди в слове гастроном другие слова.Образец: гном, гора, гром, сом, нога, сто, нора, март, матрос, морс, рот и др.
Игра «Запомни и запиши»На столе лежат 8 различных предметов. Учащиеся рассматривают предметы. Затем должны по памяти записать всё увиденное. Самопроверка: учитель перечисляет предметы, а учащиеся подсчитывают количество верно записанных слов.Игра «Видел, слышал»На доске записаны слова в столбик под названием «Видел». Учитель говорит ребятам, что они сейчас прочтут 5 слов и столько же, но других слов, услышат от учителя. Надо постараться запомнить и те, и другие слова.«Видел» «Слышал»Книга ученикРучка пероТетрадь букваУчитель указкаЯблоко вишня
Ответы на вопросы:I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по-разному:I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).
Дописать предложения.I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут и ..., и ... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт ... (собака). 4. Дети катаются на ... (коньках). 5. Столица нашей Родины ... (Москва). 6.Мы изучаем ... (русский язык). Такой вид работы проводится тоже по - разному.I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова.II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения.III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.
Использование загадки в словарной работе.1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).
Этимологический анализ в работе над словом.Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Работа при этом строится, соблюдая следующие этапы: Выделение нового слова из пословицы, поговорки, загадки, чтение слова, Звукобуквенный анализ. Орфографическое и орфоэпическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы, деление слова на слоги для переноса. Этимологическая справка. Подбор однокоренных слов. Составление и запись предложения с новым словом, разбор этого предложения по членам предложения.
Например:Семьдесят одёжек и все без застёжек. Что это? (капуста)Капуста, ка-пус-та- 3 слога, 7зв., 7б.1.Огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.2.Своё название капуста получила от латинского слова «капут», которое имело значение «голова», «кочан».Капуста- «капут» -голова, головка капусты.Капуста, капустный (лист). На нашем огороде выросла замечательная капуста.В этой работе нужно опираться на опыт, знания детей, их умение работать со словарём. В домашнее задание включать новое слово, предлагая детям найти стихи, загадки, пословицы с этим словом. Такая работа позволяет закрепить знание правописание нового слова. Такая работа в системе позволяет детям хорошо, достаточно быстро и прочно усваивать написание таких слов, как берёза, воробей, город, завод, коньки, карандаш, ягода
Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь ли ты?"Например:Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день."Были все готовы заутро бой затеять новый ". (М.Лермонтов).Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ.электровоз, паровоз, тепловоз;космонавт, пилот, лётчик, авиатор;
Работа над орфографическим словарём. Для успешного формирования навыка правописания слов с непроверяемыми написаниями необходима целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Эту работу можно начинать с обучения правилам пользования «Орфографическим словарём». Учиться работать со словарём – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас.
Можно предложить такие задания: найти и прочитать слова на букву я, правильно соблюдая ударение; из данного столбика слов (слова записаны на доске или на карточках) выписать известные тебе слова, составить с некоторыми из них предложения; выписать несколько слов на заданную букву, пользуясь словарём.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся - учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.