Презентация «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» для 5 класса
Урок-соревнование «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»5 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Ядрин Воронкова Нина Васильевна Трехкратный призер XIV Паралимпийских летних игр 2012 года в Лондоне Елена Иванова. Выиграла 3 золотых медали. Награждена медалью ордена "За заслуги перед Чувашской Республикой" Что изучает фонетика? Сколько букв в русском алфавите? Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в русском алфавите? Какие две буквы русского алфавита называют немыми? Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Какие согласные всегда твердые? Какие согласные всегда мягкие? Что изучает каллиграфия? Какие слова нельзя разбить для переноса? Кто создал азбуку для славян? (Звуки) (33) (10) (Ъ, ь) (После согласных) (Ж, ш, ц) (Ч, щ,й) (Четкое и красивое начертание букв) (Из одного слога) (Кирилл и Мефодий) Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова.) Какие согласные всегда звонкие? (Сонорные: л, н, м, р, й.) Какие согласные всегда глухие? Как обозначается мягкость согласного на письме? (Ь, я, ё, ю, е, и.) Разминка (ч, щ, х ц) Первая дистанция КРАСНАЯ ДОРОЖКА(нельзя ни разу ошибиться) 1. Сколько раз встречаем звук [з] в предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе! 2. Назовите слова, в которых один звук обозначался бы двумя буквами, а одна буква обозначала бы два звука. 3. Как изменить слово кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? 1. (Звук [з] не встречается ни разу.) 2. (Конь, якорь.) 3. (Гость.) Ответы Вторая дистанция Желтая дорожка(допустима одна ошибка) 1. Прочитайте предложение: Документ подписан директором. Сколько раз встречается звук [т] в предложении? 2. В каком слове все согласные мягкие: шинель, теория, спорт, ценишь!3. Сколько звуков в словах июль, ненастный! 4. Вспомните слово, в котором три подряд одинаковые буквы. Ответы 1. 3 раза 2. теория3. 4, 8. 4. Длинношеее. Физкультминутка Третья дистанция Зеленая дорожка (допустимы две ошибки) 1. Запишите транскрипции слов лев, утюг, ёлка, семья.2. Расставьте ударение в словах: фарфор, алфавит, цемент, звонит.3. Прочитайте предложение: Всякому мила своя сторона. Сколько мягких согласных в этом предложении? 4. Вставьте пропущенные буквы в словах ноч_ной, неудач_ник, камен_щик, люл_ка, мен_ше, воз_ми, коч_ка, обман_щик, мос_тик Ассонанс – повтор гласных звуков, аллитерация – повтор согласных звуков. Изобразительный прием, основанный на повторе звуков, называется звукописью. Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф.Тютчев