Презентация. Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Учитель-логопед: Акименко Т.Л.Развитие орфографической зоркости у младших школьников.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает частью языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах, и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращается внимание, можно расположить в определённой последовательности.
ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ.(в основе письма - проговаривание по слогам)Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её, например: «За - пишу з с гласной а» и.т.д.Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо, исключая столь распространённые ошибки на пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к трудному занятию - письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества.
СПИСЫВАНИЕ.Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельную работу учащихся. Слово они слышат не от взрослого, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Алгоритм списывания:1. Прочитай слово /предложение/.2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано. 6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.7. Проверь написанное:а) читай то, что написал по слогам;б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/; в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.Этот вид диктанта также строится на проговаривании по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают написание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезироватьТрудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.