Презентация по русскому языку Роль графических обозначений для развития орфографической и пунктуационной зоркости (информация для размышления). 5 — 11 классы.
Роль графических обозначений в развитии орфографической и пунктуационной зоркости(информация для размышления!)Павлова Елена Михайловнашкола № 28 города Воронежа
Поговорим о зоркостиОрфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.• Как помочь учащимся писать грамотно?• Как развивать орфографическую зоркость? • Как добиться грамотного письма у детей?Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание. Н. С. Рождественский?
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное,моторное восприятие и запоминание орфографического материала. 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, то есть при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Немаловажные факторы
ЛисКотОленьЛ .?.сёнок(и/е)К.?.тёнок(о/а)Ол.?.нёнок(е/и)Вспомни о сильной и слабой позиции!!!Не забудь о корне!!!Помоги слабенькому
Землетрясение трясение земли трясу з`емлюЕЯСоединительная гласная между двумя корнямиПроверяемая гласная одного корняЗЯмлятресениеЗРИ в корень!!!Здесь работают две орфограммы:1) проверяемая гласная корня;2) соединительная гласная корня после мягкого согласногоЕТР`ЯСКА З`ЕМЛИСложные слова
Каменный каменьВесенний веснаКлюквенный клюкваСоломенный соломаЛимонный лимонСтанционный станцияОдна – две Н в суффиксах прилагательныхДля выделения КОРНЯ не забудьте об однокоренных словахСвинойЮныйПряныйРумяныйН
КлеЯт или клеЮт?КолЮт или колЯт?Клеить II спряжение (они) -ат/ -ят Клеят клеЯщий Колоть I спряжение (они) -ут/-ют колют колЮщий Легко ли работать диктором???Повторите спряжениеНе забывайте о графических обозначениях
Пунктуационная зоркость – это, во-первых, умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания, во-вторых, предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. Для формирования пунктуационной зоркости выработаны специальные упражнения как для работы при списывании, так и для написания диктантов.И снова разговор о зоркости
Нахождение опознавательных признаков смысловых отрезков, требующих выделения знаками препинания. При выполнении данного упражнения с готовым материалом учащимся предлагается найти те или иные языковые явления, сигнализирующие о наличии в предложении смыслового отрезка, выражающего указанное значение. В слабом классе полезно выяснить, нет ли в предложении, например, причастий, деепричастий, союзов и т.д., входят ли они в смысловые отрезки, которые нужно выделить знаками препинания.Нахождение по значению смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения. Это упражнение требует проведения семантического анализа предложения и выделения в нем дополнительной информации. Учащиеся произносят смысловой отрезок, указывая его границы и определяя значение, выраженное им.Определение грамматической природы смыслового отрезка. Смысловые отрезки, выделяемые знаками препинания, бывают словными, словосочетательными и предложенческими. В процессе грамматического и семантического анализа, опираясь на опознавательные признаки, учащиеся называют, каким по форме является смысловой отрезок, выделенный знаками препинания. При выполнении упражнения школьники либо устно называют отрезки, либо подчеркивают их принятыми условными знаками.Несколько упражнений
ттт Что сделала? Х [ И ] … основное действие основное действиеСибилла выпорхнула из гостиной и взбежала по лестнице. Как? Что делая при этом? добавочное действие ХСибилла, пританцовывая , выпорхнула из гостиной добавочное действие Х и, напевая , взбежала по лестнице.Как? Что делая при этом? Обособленное обстоятельство как добавочное действие при основномПростое предложение, осложнённое однородными членамиПростое предложение, осложнённое однородными членами и одиночными обстоятельствамиНе забудьте расставить не нужна
ХСолнышко, нежно пригревающее цветущие луга , весело сверкало лучами.Попробуем задать вопрос и найти зависимое слово: пригревающее (что?) – луг луг (какой?) – зеленыйпригревающее (как?)- нежноСлово «солнышко» не входит в состав причастного оборота, так как к нему мы не можем задать вопрос от причастия «пригревающее» и зависимых от него слов. Поэтому причастным оборотом является конструкция «нежно пригревающее зеленые луга».Обособленное определениеКакое?
Сложноподчинённое предложение [Все, (кто выполнил задание), получили пятёрки]. [ Дом, (который стоит напротив школы), встречает новых жильцов].Сложноподчинённое предложение с придаточным внутри = Дом стоит напротив школыИзбегаем повторКакой?ед. числомн. числоСо скобками удобнее!!!Не забывайте выделять грамматические основы!!!
Пожелание успеха!!!Давай! Дерзай! Грызи гранит науки!Внутри гранита самородок золотой!Не слушай никогда ни лень, ни скуку!Иди вперед! Столп знаний тебя ждет!