Презентация Метапредметные результаты на уроках математики 5-6 класс


Метапредметные результаты на уроках математикиМБОУ СОШ № 50 г. Краснодаручитель математики первой квалификационной категорииЛещенко Наталья Евгеньевна Задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе: • формирование мировоззрения;• формирование мышления;• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;• успешная социализация Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они выстраиваются по нижеследующим позициям: 1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче: «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;выбор и использование целесообразных способов действий;определение рациональности (нерациональности) способа действия; 2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:составление плана пересказа учебно-познавательного текста;контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);адекватная самооценка выполненной работы;восстановление нарушенной последовательности учебных действий; 3) использование знаково-символических средств представления информации:чтение схем, таблиц, диаграмм;представление информации в схематическом виде; 4) овладение логическими действиями и умственными операциями:выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;установление причинно-следственных связей;сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира; 5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; 6) смысловое чтение:овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;нахождение в тексте необходимой информации;определение основной мысли прочитанного текста; 7) различные способы поиска информации:использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);«чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.). Метапредметный урок – это урок, на котором:школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятиемобеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания. Проверка метапредметных результатов обучения (примерные задания) Ответ: 1023.Задание № 1Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр.Ответ: _________________К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи.Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»). Верное выполнениеДенег не хватит.Задание № 2Реши задачу:У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?Ответ: _______________________К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным. Задание № 3При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +.8 м = 800 дм  100 кг = 1 ц 9 см = 90 мм 100 мин = 1 ч _____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы. Задание № 4Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.520 – 120 × 3 + 50 = 110360 – 240 × 3 : 6 = 60_____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным». Задание № 5Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете. Работа Пети Твоя работа20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 60092 × 2 = 184 92 × 2 = 18454 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906Отметка:____ Отметка:_______________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок). Задание № 6Выбери необходимые действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь «+» ненужное действие. Определить число сторон многоугольника. Найти сумму двух сторон многоугольника. Умножить длину стороны многоугольника на число сторон. Измерить длину стороны многоугольника._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме. Задание № 7Сделай чертеж к задаче.От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?_____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение. Задание № 8Заполни таблицу данными из текста: Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей. Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков). Задание № 9На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?Ответ: на ________ см._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы. Задание № 10Используя информацию в таблице, составь текст.________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется умение учащегося работать с информацией, представленной в виде таблицы. Вариант верного выполненияВ начале XVIII века в России жило 14 млн человек, через сто лет проживало уже 41 млн человек. К концу XIX века население выросло до 129 млн человек. Задание № 11Отметь знаком «+» ложные высказывания – все птицы летают; – все звери – млекопитающие; – у всех пресмыкающихся четыре конечности; – рыбам помогает хорошо плавать обтекаемая форма тела; – грибы – это животные.______________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения различать истинные и ложные суждения. Верное выполнение+ Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько стоит 1 кг бананов.Задание № 12Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. 1 кг яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка?Представь, что ты решил эту задачу. Отметь знаком «+» ответ, который ты получил. 210 р. 350 р. 140 р. – решить нельзя.Объясни:___________________________________________________________________________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не дает возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность или невозможность решения учебной задачи. Задание № 13Витя пришел в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывалиОпредели, сколько времени продолжалось занятие по плаванию.Запиши свой ответ: _____________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются логическое действие соотнесения (сравнения) информации, представленной в разном виде, способность использовать математические средства для решения практической задачи (выполнение действий с единицами времени). Задание № 14Отметь знаком  «+»  треугольник, который не является тупоугольным.______________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность обнаружить общее свойство группы фигур и фигуру, не обладающую этим общим свойством. Задание № 15Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы.Запиши номера фигур:Первая группа: ________, общее свойство:______________________________________________________________________________________________Вторая группа:________ , общее свойство: ___________________________________________________________________________________________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты посамостоятельно установленному основанию (основаниям). Вариант верного выполненияОтвет: (7 + 5) : 3 = 4.Задание № 16Приведи пример, опровергающий утверждение: «Если каждое из двух слагаемых не делится на 3, то и сумма не делится на 3».Ответ:_________________________________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность понять причинно-следственные связи и построить рассуждение в соответствии с учебной задачей. Задание № 17Отметь знаком «+», какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга». Определить нельзя. «Жигули». «Волга»._____________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени. Задание № 18Прочитай текст. Отметь знаком «+» верные утверждения.Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки, Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки. Катя выучила меньше строк, чем Юра. Юре осталось выучить больше строк, чем Кате. У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати._______________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно-следственны е связи и зависимости между объектами. Задание № 19Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания». Задание № 20Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи. Спасибо за внимание