Презентация Метапредметные результаты на уроках математики 5-6 класс
Метапредметные результаты на уроках математикиМБОУ СОШ № 50 г. Краснодаручитель математики первой квалификационной категорииЛещенко Наталья Евгеньевна
Задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе: • формирование мировоззрения;• формирование мышления;• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;• успешная социализация
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС ООО они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче: «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;выбор и использование целесообразных способов действий;определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:составление плана пересказа учебно-познавательного текста;контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);адекватная самооценка выполненной работы;восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:чтение схем, таблиц, диаграмм;представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;установление причинно-следственных связей;сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;нахождение в тексте необходимой информации;определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);«чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Метапредметный урок – это урок, на котором:школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятиемобеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Проверка метапредметных результатов обучения (примерные задания)
Ответ: 1023.Задание № 1Запиши наименьшее четырехзначное число, которое составлено с помощью четырех разных цифр.Ответ: _________________К о м м е н т а р и й . Проверяется способность «удерживать» все условия поставленной задачи.Получение ошибочного ответа (например, 1111) говорит о несоответствии полученного результата поставленной учебной задаче (не выполнено условие «разные цифры»).
Верное выполнениеДенег не хватит.Задание № 2Реши задачу:У Светы есть 105 рублей. Она хочет купить две ручки по 30 рублей и линейку за 50 рублей. Хватит ли ей денег на эту покупку?Ответ: _______________________К о м м е н т а р и й . Проверяется способность сопоставить полученный результат и поставленный. В ответе должно быть указано, что денег не хватит. Ответ о стоимости покупки считается неверным.
Задание № 3При выполнении задания ученик допустил две ошибки. Отметь верные решения +.8 м = 800 дм 100 кг = 1 ц 9 см = 90 мм 100 мин = 1 ч _____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы.
Задание № 4Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.520 – 120 × 3 + 50 = 110360 – 240 × 3 : 6 = 60_____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения учебной задачи: «Равенство должно быть верным».
Задание № 5Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете. Работа Пети Твоя работа20 × 30 = 60 600 20 × 30= 60 60092 × 2 = 184 92 × 2 = 18454 × 2 = 18 108 54 × 2 = 108302 × 3 = 906 302 × 3 = 96 906Отметка:____ Отметка:_______________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и ту же отметку обоим, так как в обеих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок).
Задание № 6Выбери необходимые действия и установи их последовательность при нахождении периметра этого многоугольника. Отметь «+» ненужное действие. Определить число сторон многоугольника. Найти сумму двух сторон многоугольника. Умножить длину стороны многоугольника на число сторон. Измерить длину стороны многоугольника._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется сформированность действия упорядочивания этапов алгоритма решения учебной задачи математического содержания, проверять, является ли суждение этапом алгоритма, устанавливать соответствие между суждением и его местом в алгоритме.
Задание № 7Сделай чертеж к задаче.От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?_____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы (модели) задачи на движение.
Задание № 8Заполни таблицу данными из текста: Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 рублей, а на вечерний – 150 рублей. В выходные дни и утром, и вечером детский билет стоит 180 рублей. Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 рублей, а на вечерний – 250 рублей._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять ее в таблице, учитывая одновременно несколько условий (признаков).
Задание № 9На диаграмме показан рост детей. На сколько сантиметров Петя ниже самого высокого мальчика?Ответ: на ________ см._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется умение «читать» и использовать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы.
Задание № 10Используя информацию в таблице, составь текст.________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется умение учащегося работать с информацией, представленной в виде таблицы. Вариант верного выполненияВ начале XVIII века в России жило 14 млн человек, через сто лет проживало уже 41 млн человек. К концу XIX века население выросло до 129 млн человек.
Задание № 11Отметь знаком «+» ложные высказывания – все птицы летают; – все звери – млекопитающие; – у всех пресмыкающихся четыре конечности; – рыбам помогает хорошо плавать обтекаемая форма тела; – грибы – это животные.______________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются логические действия анализа, сопоставления имеющихся знаний с высказанными суждениями, сформированность умения различать истинные и ложные суждения.
Верное выполнение+ Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько стоит 1 кг бананов.Задание № 12Пете нужно купить 2 кг бананов и 3 кг яблок. 1 кг яблок стоит 70 рублей. Сколько стоит вся покупка?Представь, что ты решил эту задачу. Отметь знаком «+» ответ, который ты получил. 210 р. 350 р. 140 р. – решить нельзя.Объясни:___________________________________________________________________________________________________ К о м м е н т а р и й . Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не дает возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность или невозможность решения учебной задачи.
Задание № 13Витя пришел в бассейн. Он заметил, что занятие по плаванию началось, когда на электронных часах было 11.45. После занятия часы в раздевалке показывалиОпредели, сколько времени продолжалось занятие по плаванию.Запиши свой ответ: _____________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются логическое действие соотнесения (сравнения) информации, представленной в разном виде, способность использовать математические средства для решения практической задачи (выполнение действий с единицами времени).
Задание № 14Отметь знаком «+» треугольник, который не является тупоугольным.______________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность обнаружить общее свойство группы фигур и фигуру, не обладающую этим общим свойством.
Задание № 15Распредели фигуры на две группы. Запиши общее свойство каждой группы.Запиши номера фигур:Первая группа: ________, общее свойство:______________________________________________________________________________________________Вторая группа:________ , общее свойство: ___________________________________________________________________________________________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется умение группировать (классифицировать) объекты посамостоятельно установленному основанию (основаниям).
Вариант верного выполненияОтвет: (7 + 5) : 3 = 4.Задание № 16Приведи пример, опровергающий утверждение: «Если каждое из двух слагаемых не делится на 3, то и сумма не делится на 3».Ответ:_________________________________________________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяется готовность понять причинно-следственные связи и построить рассуждение в соответствии с учебной задачей.
Задание № 17Отметь знаком «+», какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга». Определить нельзя. «Жигули». «Волга»._____________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логические действия его анализа, установления причинно -следственных связей и зависимостей между объектами, их положения в пространстве и времени.
Задание № 18Прочитай текст. Отметь знаком «+» верные утверждения.Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки, Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки. Катя выучила меньше строк, чем Юра. Юре осталось выучить больше строк, чем Кате. У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати._______________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно-следственны е связи и зависимости между объектами.
Задание № 19Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырехзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырехзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 – может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».
Задание № 20Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идет 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда._____________________________________К о м м е н т а р и й . Проверяются понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); действия «чтения» и анализа разнородной для установления всех возможных решений задачи.
Спасибо за внимание