Презентация Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся в общеобразовательной школе


Педагог-психолог МБОУ «СОШ№21»Середина Марина СергеевнаЭнгельс 2015 цель задачи ·             совместно с педагогами определить критерии одаренных детей, выявить школьников требующих особого маршрута сопровождения; ·             содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия); ·            развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, проектах); ·            ·     организовать систему научно-методической работы с педагогами, содействовать в повышении психологической грамотности педагогов, работающих с талантливыми детьми и родителей.  ·            развивать интеллект и творческие способности учащихся; Диагностический 1 этап Диагностические методы:наблюдение;беседы;диагностика структуры креативности; диагностика структуры интеллекта;диагностика памяти, вниманиядиагностика личностных особенностей учащихся (тревожность, мотивация, самооценка, темперамент, стиль обучения и т.д);диагностика профессионального самоопределения школьников;анкета способностей ребенка (для родителей);социометрические исследования;изучение профессионального развития личности педагога; 2 этап Информационный Виды деятельности:индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам диагностики;обновление информационной базы данных детей с высоким потенциалом (одарённых детей);психолого-педагогические семинары («Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития», «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках» и т.д.);родительские собрания («Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления школьников», «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников» и т.д) Семинар-практикум для педагогов.«Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей».Цель семинара: создать условия для работы с одаренными детьми; активизировать работу педагогов, углубить знания по данной тематике; систематизировать формы работы с одаренными детьми. Формы работы: лекция, практическая работа в группах.План мероприятия:1. Приветствие2. Просмотр фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок» Дискуссия.3. Упражнение «Те кто...»4. Мозговой штурм «Одарённость — это...»5. Поднимите руки те, кто считает себя одаренным? 6. Приём «Корзина идей» 7. Задание «Пластилиновая ворона»8. Анкета9. Деловая игра "Точка зрения" 10. Составление рекомендаций11. Рефлексия12. Заключение Семинар-практикум для педагогов Тема: "Психологические методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями.Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов.Задачи:актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям:обратить внимание педагогов на типологию родителей; помочь педагогам в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями;способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями, развитию эмпатии по отношению к родителям.Формы работы: мини-лекции, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения Темы родительских собраний «Как воспитать любовь к труду» «Гиперактивный ребёнок в школе» «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников» «Психологические факторы, влияющие на процесс обучения» «Конфликты и пути их разрешения» «Внимание и внимательность» «Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей» «Роль самооценки в формировании личности» 3 этап Подготовительный Виды деятельности:Факультативные занятияКонсультацииИндивидуальные программы сопровожденияРекомендации Развитие индивидуальных способностей учащихся, обеспечение зоны для индивидуального творческого развития ученика 4 этап Развивающий Виды деятельности:тренинговые занятия «Основы конструктивного общения»;коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов;совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и др.;создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;проектная деятельность учащихся. «Все различны – все равны!» «Ценность моей жизни» Учащиеся создают “Волшебные краски” и с их помощью рисуют картины на тему “Мой внутренний мир”, “Мой мир среди многих миров”. Тренинги с применением методов Арт-терапии “Мой внутренний мир” Организация тренингов “одаренность это…” Бенджамин Блум об одарённости:«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми». Работа с педагогами Работа с родителями Работа с учащимися Организовать систему психолого-педагогической работы Цель Активизация сотрудничествавсех участников образовательногопроцесса. Поддержка и развитие одарённых учащихся Создание условий для оптимального развития одарённых учащихся Повысить уровень теоретических знанийпедагогов об особенностяхпсихологии одарённой личности содействовать совершенствованию профессионализма, повышению общей психолого-педагогической культуры Задачи Повысить уровень родительской компетентности в воспитании способных детейСоздать условия для сохранения психического и физического здоровья одарённых детей Поспособствовать объединению педагогов и родителей для обеспечения комфортных условийразвития каждого ребёнка Выявить школьников требующих особого маршрута сопровождения Формировать позитивную Я-концепцию Развивать эмоциональную устойчивость Формировать навыки саморегуляции,преодоления стресса Содействовать в формировании Коммуникативных навыков Направления деятельности Диагностическое Получение информации определяющей динамику в уровне профессионализма педагогов Определение уровня удовлетворённости педагогов образовательными услугами Получение информации об особенностях развития одарённых учащихся, модели воспитания в семье Отслеживание динамики развития Получение информации об уровне развития ряда параметров (интеллект, творческие способности, мотивация, самооценка, тревожность)Отслеживание динамики развития Информационное Организация индивидуальных и групповых консультаций по итогам диагностикиПроведение психолого –педагогических семинаров, педконсилиумов, тренингов Информирование родителей об особенностях интеллектуального и личностного развития детей Оказание методической помощи по вопросам развития учащихся Организация индивидуальных и групповых занятий (тренингов) Осуществление психологической подготовки учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, Проектах (обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях Осуществление профессиональной ориентации школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целепологания, созданию временной перспективы будущего Практическое Взаимодействие системы: школа (администрация, педагоги, воспитатели) – родители – ребёнок. Спасибо за внимание!