Особенности развития познавательной сферы ребенка, имеющего нарушения слуха
Особенности развития познавательной сферы ребенка, имеющего нарушения слуха Особую роль в развитии ребенка с нарушением слуха приобретают зрительное ощущение и восприятие. Более тонко дифференцируются оттенки цветов. При полном выключении слухового анализатора тактильно-вибрационная чувствительность резко обостряется. Ощущение и восприятие. Внимание Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников, глухие школьники значительно чаще, чем слышащие, совершают ошибки при вычленении необходимой информации.Отмечается у глухих школьников тенденция к более «замедленному» вхождению в работу и, в целом, более медленный темп выполнения заданий, чем у слышащих сверстников, а также большая утомляемость.В основном, используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в классе, чтобы дети могли видеть друг друга и учителя, используются разнообразные наглядные средства. Память При запоминании слов глухие дети испытывают трудности удержания в памяти звуко-буквенной последовательности, искажают буквенный состав слов, уподобляют одни слова другим, похожим по внешнему облику, допускают замены и перестановки букв и слогов, редко употребляют опосредствованные способы запоминания.Плохо используют прием сравнения, еще хуже запоминают объекты по частям, не целиком, возникают трудности с передачей своими словами прочитанный текст. Воображение Образы художественной литературы, не всегда соответствуют описанию, чтобы передать содержание текста, они его учат наизусть. Недоразвитие словесной речи и словесно-логического мышления приводит к большим трудностям отвлечения от конкретного содержания метафор, пословиц, образных выражений, которые глухие школьники в большинстве случаев понимают и передают буквально. Творческое переосмысление материала и создание на этой основе новых образов воображения достигается неслышащими с трудом. Долгое время преобладает наглядно-образное мышление, возникают проблемы при анализе текста, не акцентируют внимание на важных деталях.Затрудняются при выявлении причинно-следственных отношений между объектами в тексте. Обнаруживается склонность к упрощению, искажению существенных отношений между предметами, явлениями, событиями.Выделение общих признаков предметов и их объединение по смысловым связям очень затрудняет глухих и слабослышащих детей в начале их школьного обучения. Часто возникают обобщения по ситуационному (или по случайному) признаку, а не по общей родовой или видовой принадлежности. Мышление Мышление Мышление детей с нарушением слуха формируется поэтапно, начиная с наглядно-действенного, затем наглядно-образного и кончая словесно-логическим (абстрактно-понятийным) мышлением. Развитие мышления происходит в единстве с формированием словесной речи. Усваивая словесные обозначения предметов, их отношений ребенок овладевает способностью осуществлять мыслительные действия с образами предметов. Речь выступает как форма и как средство мыслительной деятельности. Особенности формирования речи у неслышащих детей Без специального обучения речь у глухого не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитии речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У глухого процессы овладения устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Письменная речь Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. Дактильная речь Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Такая речь является вспомогательным средством при овладении письменной речью, при чтении с губ речи окружающих глухими. Мимико-жестовая речь Мимико–жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.Мысли у глухого формируются на основе конкретных образов, представлений, восприятий, возникающих благодаря сохранившимся органам чувств (зрению, осязанию, тактильно – вибрационным анализаторам). Особенности развития личности, имеющей нарушение слуха Особенности развития личности, с нарушением слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов неслышащих детей, появление фрустрации. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий.Глухие дети менее социально зрелы (адаптированы в обществе), чем их слышащие сверстники. Особенности развития личности, имеющей нарушение слуха Самооценка и уровень притязаний Представление глухих детей о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. Развитие самооценки и уровня притязаний глухих школьников идет в том же направлении, что и в норме. Наблюдается отставание глухих от слышащих в ситуативности оценок, их обоснования, зависимости их от мнения педагога, окружающих. У глухих детей возникают большие трудности в формировании морально - этических представлений и понятий, преобладают конкретные, крайние оценки, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, и выделение и осознание личностных качеств. Это мешает как адекватной оценке ими окружающих, так и формированию у таких детей правильной самооценки. Самооценка и уровень притязаний Интересы и жизненные ценности Для глухих подростков главными жизненными ценностями являются:счастливая семейная жизнь (72%)успешная профессиональная деятельность (36,5%)воспитание детей (34,1%) Для слабослышащих: счастливая семейная жизнь (65,6%) достижение успеха в жизни (60,8%) успешная профессиональная деятельность (45,6%) Межличностные отношения Учитель в школе для неслышащих обладает большим социальным авторитетом по сравнению с той ролевой позицией, которую занимает на уроке учитель общеобразовательных школ. У глухих и слабослышащих доминируют позитивные характеристики к взаимодействию с учителем на уроке. В коллективе неслышащих к числу лиц, имеющих хорошее социометрическое положение, в основном (80%) относятся ученики контактные, с хорошо развитой речью, успевающие на «хорошо» и «отлично». Только 20% детей этой группы имеют неразвитую речь, учатся на «три», а также имеют неудовлетворительное поведение. Среди учеников, имеющих плохое социометрическое положение, 100% имеют плохую неразвитую речь, тяжелые нарушения слуха и замкнутый, необщительный характер. Межличностные отношения Самочувствие Ощущение психологического дискомфорта, ухудшение общего самочувствия, настроения, активности у неслышащих можно считать следствием низкого уровня сформированности умений и навыков планирования, самоконтроля, организованности, психологической готовности к труду. Спасибо за внимание