Презентация к методической разработке Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в условиях дошкольного детства
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольных организаций ««Поддержите меня, ведь вы можете сделать это!» ФГОС для детей с особыми образовательными потребностями - рассматриваются как неотъемлемая часть Федеральных государственных стандартов общего образования. Данный подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее общее образование. Дошкольники с особыми образовательными потребностями - Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Особенный ребёнок Выраженность особых образовательных потребностей у дошкольников: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;дети с нарушениями интеллектуального развития;дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;дети с нарушениями слуха;дети с нарушениями зрения;дети с тяжелыми нарушениями речи. Инклюзия в образовании Инклюзия (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями. Основные направления психолого-педагогического сопровождения дошкольников: Психолого-педагогическая диагностика.Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях (немедицинская психотерапия).Психолого-педагогическая реабилитация.Психолого-педагогическое консультирование.Психолого-педагогическое просвещение.Развивающая и психокоррекционная работа. Этапыпсихолого-педагогического сопровождения дошкольников: Своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья.Выявление особых образовательных потребностей у дошкольников, обусловленных недостатками в их психофизическом развитии.Определение оптимального образовательного маршрута для каждого ребёнка, в соответствии с ПМПк ОУ.Разработка программы коррекционно-развивающей работы.Оценка динамики развития и эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.Консультирование родителей воспитанников. Цель психолого-педагогического сопровождения дошкольников: создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями, обогащение его социального опыта и гармоничное включение в коллектив сверстников. Задачи психолого-педагогического сопровождения дошкольников по направлению развития: Социально-коммуникативное:обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь;формирование у ребенка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.Познавательное:формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;развитие познавательных интересов;развитие речи как средства познания.Речевое:развитие устной речи во всех видах детской деятельности;развитие свободного общения с взрослыми и детьми.Художественно-эстетическое:обогащение эмоциональной сферы воспитанников;развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей;удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность;формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;повышение самооценки на основе самоактуализации. Физическое:сохранение и укрепление психофизического здоровья каждого ребенка;развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Принципы психолого-педагогического сопровождения: принцип индивидуально-личностного подхода;принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников; принцип междисциплинарного подхода;принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;принцип партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ: Среда должна быть безопасной.Среда должна быть комфортной и уютной.Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.Среда должна быть вариативной и информативной.Среда должна постоянно обновляться. Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:Все дети, включенные в образовательный процесспоказывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.Родители детей с ОВЗпонимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящую перед ними в процессе включения ребенка в среду ДОУ;включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка. Вывод Ранняя комплексная психолого-медико-педагогическая помощь всех специалистов ДОУ, позволяет предупредить развитие выраженных нарушений, компенсировать появление отклонений вторичной природы, сгладить тенденции искажения психического развития и подготовить данную категория детей к успешному включению в социум. Благодарю за внимание!