Презентация по литературе на тему Изучение романа Л.Н.Толстого Война и мир


1863-1869 1857 1825 1812 1805 Встреча с И.Пущиным и С. Волконским Восстание на Сенатской площади. Повесть «Декабристы» Отечественная война Война с Наполеоном в союзе с Австрией «Я старался писать историю народа» «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.» (Л.Н.Толстой) Историческая основа:Три этапа борьбы России с бонапартистской Францией Время в романе:15 лет (1805-1820)Место действия:Москва, Петербург, Лысые Горы, Отрадное Проблематика: причины военных неудач (1805-1806), роль личности в истории, роль народа в истории, роль дворянства в государстве, истинный и ложный патриотизм, эмансипация женщин, характер социальных отношений, деревенская жизнь и жизнь города. Герои: Свыше 550 действующих лиц. Широчайшая панорама русской жизни 19 века Композиция: многоуровневая, отсутствует главный герой, большинство частей и глав имеют сюжетную законченность Жанр роман эпопея -сюжет (завязка, развитие действия, кульминация, развязка-для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности-взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера. -тема (эпоха исторических событий)Идейное содержание(патриотизм, единение с народом)Сложность композицииСтремление автора к национально-историческому обобщению Роман-эпопея Война-не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда Мир- это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди Из названия романа вытекает его основная идея, удачно определённая А.Луначарским: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом…» Антитеза, заложенная в заглавии, определяет группировку персонажей:«Люди мира»- Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов«Люди войны»- Курагины, Наполеон, Александр 1 Цель рассмотрения эпизода «В салоне А.П.Шерер»Определить отношение автора к нормам жизни светского общества и каким образом он это выражает.Посмотреть, однородно ли это обществоРазговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволят включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло? Петербург. Июль 1805 года. Салон Анны Павловны Шерер Вопросы: (Т.1,ч.1, гл.1-5)-Что представляет собой хозяйка салона? С какой целью она собирает у себя гостей?-Завсегдатаи салона (внешность, поведение, манера общения)Почему князь Василий Курагин приехал первым?-Кто главный гость на вечере?-С какой целью детально описана одежда гостей?-Почему разговоры ведутся преимущественно на французском языке?-О чём говорят в салоне?-Определяющие черты светского общества?-Что общего у А.Болконского и П.Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона? Действие начинается в июле 1805 года в салоне А.Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети- бездушная красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.Отрицательное отношение автора к героям проявилось в том, что он показывает, насколько в них всё фальшиво, идёт не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни светского общества, вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие, карьеризм «сливок» общества. Для разоблачения фальши и неестественности этих людей автор использует метод «срывания всех и всяческих масок»Нарушение Пьером заведённого Анной Павловной этикета, его неуклюжесть ещё раз подтверждают, что он- инородное тело в великосветской гостиной.Князь Андрей в этом обществе не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он- для всех свой. Они для него- чужие. Москва. Именины у Ростовых (т.1,ч.1, гл. 7-11. 14-17) Вопросы:-Где живут Ростовы? Какова общая атмосфера в семье?-Гости (внешность,поведение, манера общения)-Кто самый главный гость у Ростовых?-Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице?-О чём говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?-Как развлекается молодёжь у Ростовых?-Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты») Эпизод именин следует за сценами вечера у Шерер Графиня Наталья Ростова, сорокалетняя женщина, глава семьи, жена, матьСцена приёма гостей графом Ильёй РостовымРазговор в основном веётся на русском языкеРазговор о войне, но в ином тоне. Старшее поколение волнует, что идут на войну сыновьяГлавный гость-Ахросимова Марья Дмитриевна, известная прямотой ума и простотой общения.В светскую обстановку врывается, как «луч солнца», молодёжь РостовыхШутки носят трогательно-наивный характер А.Шерер- сорокалетняя женщина, «общественная энтузиастка», старая дева,, не пустившая никаких корней в жизни.Иерархия приветствий в салоне ШерерРазговор идёт на французском языкеГлавный гость салона-утончённый виконт-эмигрант.Кутёж, разврат, злые шутки петербургской молодёжи (компания Долохова и Курагина, история с медведем, венчание с куклой) Ростовы и Шерер-люди одного класса, но разной «породы» В семье Ростовых простота и радушие естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми не стоят корысть и расчётВ сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает жизнь и деятельность поместного дворянства. Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай, осторожный и расчётливый Борис Друбецкой и др.В доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины. Вопросы:-Каковы взаимоотношения в семье Болконских?-На что обращает автор внимание при описании внешности героев, их поведения?-Каковы основные принципы воспитания детей в семье Болконских?-Что сближает Ростовых и Болконских? В чём эти семьи различны? Семьи Ростовых и Болконских похожи: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, близость к народу в языке и в общении с простыми людьми. На этом основании обе семьи противопоставлены высшему обществу.Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и её брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.Аристократизм, гордость, ум, глубокая работа мысли, глубина душевного мира, скрываемая от глаз посторонних,- характерные особенности семьи Болконских, видимые через их портреты. В этом проявляется мастерство автора, его умение передать самое существенное, постоянное в человеке и мимолётные изменения его облика при изменении настроения. Вопросы: Т1,ч1, гл.7, 18-21-Кто находился в доме умирающего графа Безухова?-С какой целью приехал князь Василий?-Кто боролся за завещание старого графа? Кто стал обладателем мозаикового портфеля?-Как изменилось отношение к Пьеру, когда он внезапно разбогател? Особые испытания выпали на долю мягкого и доверчивого Пьера. Его жизнь напоминает движение на ощупь, ведь, в отличие от других героев романа, он воспитывался вне семьи. Пример Пьера доказывает: даже самые прогрессивные педагогические методы не могут подготовить человека к жизни, если рядом с ним нет родных, духовно близких людей. Война- это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» Война 1805-1807 г.г. («Война царей») была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели её были непонятны и чужды русскому народу. Кутузов ставил задачу- вывести русскую армию из войны и спасти её. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы боем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот бой был дан под Шенграбеном Вопросы (т1,ч.2)-С какой целью был произведён смотр войск в Браунау ? Каким предстаёт главнокомандующий? Каково отношение к нему простых солдат?-Как показано Шенграбенское сражение?-Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой сражения?-Какой подвиг совершает Тушин?-В чём причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную победу»? Событие дано глазами князя Андрея. Он наблюдает позиции «сверху», далее- герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сражением «изнутри».Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин- важнейшие герои Шенграбенского сражения в описании ТолстогоНастоящее величие, истинный героизм- удел простых и скромных солдат В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма. Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны Вопросы: (Т.1,ч.3, гл.11-19)-Какая обстановка сложилась перед боем?-О чём мечтают русский император, Князь Болконский, Николай Ростов накануне сражения? Сбылись ли их мечты?В чём причина беспорядочного бегства апшеронцев?Почему сражение было проиграно?Что обозначает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского? Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось, вёл себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого он обожал, не принесла ему радости С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне лежит на Праценских высотах князь Андрей Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ранение принесло князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни По мнению Толстого, основная причина поражения в отсутствии силы духа солдатской массы Всеобщий Аустерлиц-итог 1 тома Семья Болконских:кн.Николай Андреевич княжна МарьяКн.Андрей- мечтает о личной славе и военных подвигах Смотр в Браунау:Солдаты, Кутузов, штабные офицеры Шенграбенское сражение:Мужество русских солдат, подвиг роты Тимохина и батареи Тушина Светское общество: слон ШерерСемья Курагиных: князь Василий, Анатоль, Ипполит ЭленП.Безухов: участие в развлеченияхСветской молодёжиЖенитьба на Элен Сцены мирной жизни 1805 г. Военные сцены 1805 г. Семья Ростовых:граф Ростов, его жена, НаташаПетя, Соня.Николай Ростов Аустерлиц Во 2 томе романа писатель изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. Великий Толстой противопоставляет бессмысленной войне 1805 года ту жизнь, которую считает «настоящей». Но мирная жизнь совсем не спокойная. В ней свои беды. Герои Толстого совершают ошибки, страдают и мучаются, иногда поддаются низменным страстям и волнениям. Их судьбы, по словам критика С.Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Через частную жизнь героев писатель изображает историю страны накануне героического 1812 года «Приезд князя Андрея в Лысые Горы. Рождение сына. Смерть жены (т.2, ч.1, гл.9) Вопросы:-Какую роль сыграло Аустерлицкое сражение в изменении мировоззрения князя Андрея?-Какое решение принял князь Андрей после рождения сына и смерти жены?- Почему Болконский страдает? Князь Андрей после войны возвращается домой. Его душевное состояние тяжёлое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться? Дома его ждёт разочарование. Он решает «жить для себя, избегая двух зол (угрызения совести и болезни),-вот вся моя мудрость теперь» Князь Андрей- человек глубокий, он страдает от отсутствия смысла жизни. Он стремится заполнить свою жизнь чем-то значительным, полезным Вопросы:-Что такое масонство?-Что привело Пьера в общество масонов?Какую деятельность ведёт в нём Пьер?В чём причина духовного кризиса Пьера? Почему он начинается разочаровываться в масонах? Масонство- религиозно-философское течение, возникшее во Франции в 18 веке. Масоны в России призывали к нравственному самосовершенствованию. В 1822 масонские ложи были запрещены, так как будущие декабристы использовали их в своих политических целях. Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь(Особенно после женитьбы на Элен и дуэли с Долоховым). У Пьера много вопросов, он ищет на них ответы, но не находит. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собой и связанное с этим желание изменить жизнь, построить её на добрых началах.Это стремление привело Пьера к масонам. Некоторое время он был очарован братьями масонами, их идеями. Учение масонов он принял как призыв к реальной деятельности. В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определённый период, заключалась правда масонства, и, увлечённый ею, на первых порах не замечал того, что было ложью. Но вскоре Пьер понял, что братья масоны вовсе не стремятся к полезной деятельности, они озабочены своей карьерой. Толстой пишет, что Пьер оказался опять в тупике, разочаровался. Разрыв с петербургскими масонами стал неизбежен В чём секрет успеха Наташи Ростовой на первом балу? Быт поместного дворянства. Сцена охоты. Пение дядюшки. Пляска Наташи (т.2,ч.4,гл.6-7 ) Вопросы:-Какие стороны жизни Ростовых изображает автор?-Что подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?- Как вели себя на охоте герои? Во всех сценах толстой подчёркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев. Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно показано сходство в поведении людей и животных (ловчий Данила и собака Карай). Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера.Толстой решает проблему: возможно ли понимание между разными слоями общества- и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!»- говорит о нём Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную связь с народом.«А знаешь,- вдруг сказала она,- я знаю, что никогда уже не буду так счастлива, так спокойна, как теперь» Вопросы:-Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?Любит ли Берг Веру?Что руководило отношениями Б.Друбецкого и Жюли Карагиной?Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным? Любовь в жизни героев занимает одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней. Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Почему рушится мир к концу 2-го тома? Почему не находят своего счастья Пьер, Андрей, Наташа? Во-первых, мир разрушает война. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису потому, что ни у одного их них пока ещё нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. В поисках своего подлинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, пойму. Война- «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» ( Л.Н.Толстой) Тома 3 и 4, написанные позднее (1867-1869), отразили изменения, которые произошли в мировоззрении и творчестве писателя к этому времени. Это изменило структуру романа: в нём появились публицистические главы, которые предваряют художественное описание событий, подводят к их пониманию. Рассмотрим взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий, по Толстому- Ч1, гл.1, Ч3, гл.1 Философия истории по Толстому Отметим ряд высказываний Толстого, передающих основные положения его философии истории «12 июня силы Западной Европы перешли границы России,…-Что же произвело это необычайное событие? Каковы были причины его?» Писатель убеждён, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых личностей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или нежеланиями массы людей. Чтобы свершилось историческое событие, должны совпасть «миллиарды причин»,т.е интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение. Значит. Историю делают не отдельные личности, а народ Философия истории по Толстому «Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения,…-которые руководят массами» (Т.3,ч.3,гл.1) Толстой утверждает, что исторические события происходят при совпадении интересов народной массы. А почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний? Толстой оказался не в силах ответить на этот вопрос: « Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы»»событие должно совершиться только потому, что оно должно было совершиться», «фатализм в истории неизбежен» Так появляется слабость взглядов Толстого Философия истории по Толстому Фатализм Толстого связан с его пониманием стихийности. История, пишет он, есть «бессознательная , общая, роевая жизнь человечества». Любой совершённый бессознательный поступок «делается достоянием истории». И чем более бессознательно будет жить человек, тем более, по Толстому, он будет участвовать в совершении исторических событий. Проповедь стихийности, отказ от сознательного, разумного участия в событиях является слабостью взглядов Толстого Философия истории по Толстому Правильно считая, что личность, и даже историческая, т.е такая, которая стоит высоко «на общественной лестнице», не играет ведущей роли истории, что она связана с интересами всех, кто стоит ниже её и рядом с ней, Толстой неправильно утверждает, что личность не играет и не может играть никакой роли в истории. По Толстому, стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остаётся лишь подчиняться предписанному свыше направлению событий. Так Толстой приходит к мысли о покорности перед судьбой и сводит задачу исторической личности к следованию за событиями. Основная мысль Толстого- только тогда отдельный человек находит своё окончательное, настоящее место в жизни, когда становится частицей народа. Эпизод «Переправа французов через Неман» (т.3, ч.1.гл.22) Как показана армия наполеона и её дух?Каково отношение солдат к своему императору?Что общего между ними? Во французской армии тоже существует единство- и среди солдат и между ними и императором. «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе». Единство это было корыстным, единством захватчиков. Это единство было непрочным. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и приятии её Наполеоном как должного. Эпизод «Оставление Смоленска» (т.3,ч.2,гл.4-5) Как простой народ реагирует на происходящее?Расскажите о поведении купца Ферапонтова, о посещением Алпатычем губернатора. Единство русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. Эпизод «Оставление Смоленска» (т.3,ч.2,гл.4-5 Эта сцена отражает реакцию народа на происходящие события. Автор передаёт ощущение бесчеловечности войны, которая несёт разорение и смерть. И в этих условиях проявляется « скрытая теплота патриотизма» русских людей. Тот Ферапонтов, который жалел сначала трёх рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: « Тащи всё, ребята1…Решилась! Россия!». Наряду с Ферапонтовым, автор рисует единодушие двух солдат и «человека во фризовой шинели», поджигавших дом этого человека, Алпатыча и князя Андрея, не мешавших пожару, вопреки приказу. Тут, у Смоленска, «решилась» и «пошла драть» Россия. Не случайно, партизанская война, как пишет Толстой в 4 томе, «началась со вступления неприятеля в Смоленск» Эпизод «Оставление Москвы» (т.3,ч.1,гл.18-23) Как ведут себя жители Москвы?Как решают помочь спасению отечества Ростовы, Болконские, Пьер Безухов? Эпизод «Оставление Москвы» (т.3,ч.1,гл.18-23) «Узнав. что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил,…что он отдаёт тысячу человек и их содержание. Старик Ростов…согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его в полк». Старый князь Болконский до последней минуты своей жизни думает о спасении Отечества, собирает ополчение. Это всё примеры, доказывающие единство патриотического поведения русских людей. В ч.3,гл.5 Толстой подводит итог поведения мирных жителей: «Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, …- делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию». Таково толстовское понимание патриотизма с его естественной, от души идущей силой, с его «скрытой теплотой» Что же в это время делают представители светского общества? Толстой показывает, что это единство не было всеобщим и что высшее общество осталось вне общих требований жизни В салоне Жюли Карагиной играют в штрафы за французские слова Князь Василий лавирует между профранцузским салоном Элен и салоном А.П.Шерер Борис Друбецкой сумел остаться в штабе генерала Бенигсена, антагониста Кутузова Берг, который показан не попадающим в общий тон.( В Смоленске он приказывает тушить пожар, в Москве думает о покупке «шифоньерочки») Это не пчёлы роя, это трутни Это кульминация всего действия Во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось Во-вторых, это точка пересечения всех героев План рассказа 1. Причины и условия сражения при Бородине.( гл.19) 2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем (гл.22-23) 3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными(гл.20) 4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя (гл.21.30) 5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с Пьером (гл.24) 6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского (гл.31-32) 7. Поведение Кутузова на поле боя (гл.35) 8.Наполеон и его поведение в битве (гл.28,33) 9. Ранение князя Андрея (гл.36,37) 10 Причины победы русских при Бородине и характер этой победы Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года Толстой посвятил много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого патриотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своём разговоре с Пьером «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все… Надо их казнить» Эти слова отражают дух самоотверженности, присущий всей армии Пьер на батарее Раевского Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, всё время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. Это проявление стойкости, выносливости. Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов. Пьера поражает «страшный вид поля сражения».Он осознаёт, что война-безумие. Солдаты заняты тяжёлой, будничной, кровавой работой. Они не думают о себе, не страшатся смерти. Для Пьера-это открытие. Он восхищён русскими солдатами Князь Андрей на Бородинском сражении(т.3,ч.2,гл 36-37) Во время Бородинского сражения полк князя Андрея находился в резерве. Случайно разорвавшееся ядро смертельно ранит его Князь Андрей и Анатоль Курагин в госпитале Отечественная война 1812г. В изображении Л.Н.Толстого предстаёт как война народная. Писатель убеждён. Что войну выиграл русский народ. Дальнейшее развитие народной войны рисуется в 4-м томе, главы которого посвящены сильному и могучему партизанскому движению. «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они поднимали те опавшие листья, которые сами собой снимались с иссохшего дерева- французского войска, и тогда трясли это дерево»,- пишет Толстой «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой … не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие» В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную «Были партии … мелкие, сборные, пешие, конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.» Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова. Крестьянин – партизан Тихон Щербатый- «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова (т.4, ч.3, гл.5-6) В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он владел «как волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов и днём и ночью. Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость, удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда. Т.Щербатый и Долохов несут тему войны Служба Пети Ростова, его интерес к французскому мальчику- барабанщику ( т.4, ч.3, гл.7-11) Гибель Пети Ростова Идеология партизанской войны не прямолинейна. Ненависть не распространяется на французского мальчика Венсана Босса. Его кормят и солдаты, и Петя Ростов, мальчик с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира. Петя и Венсан Босс несут тему мира Т.4,ч.1,гл.9-12,ч.2,гл.11.12 Встреченный в плену Платон Каратаев кажется Пьеру Безухову «олицетворением духа простоты и правды». Каратаев люби всех людей, даже врагов. Он терпелив и покорен судьбе. Для Толстого русский национальный характер связывался с образом Каратаева, воплощавшего патриархальность, доброту и смирение русского крестьянина. После встречи с Платоном Каратаевым и разговоров с ним Пьер обретает «то спокойствие и довольство собой, к которому он тщетно стремился прежде» Последние дни жизни князя Андрея (т.4,ч.1, гл.14-16 Измученный болезнью и страданиями, князь Андрей приходит к идеалистическому пониманию любви и смерти: «Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Смерть оборвала искания князя Андрея Наташа Ростова и князь Андрей Наташа после смерти князя Андрея «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».Л.Н.Толстой Исторические взгляды Л.Н.Толстого и их отражение в романе: Народ-главная решающая сила в истории Основной критерий оценки исторической личности- отношение к народу, понимание его Простота, добро, правда- основные элементы величия Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца М.И.Кутузова. Наполеон в изображении писателя- захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство М.И. Кутузов- истинный вождь, избранный народом 1 Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства 2.Полное подчинение интересам России и народа:А) скромность и простотаб) искренность и правдивостьВ) близость к простым людям, знание и понимание их чувствГ) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войскаД) гуманное отношение к побеждённым М.И. Кутузов- истинный вождь, избранный народом 3.Верность долгу и армии 4. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова «Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость- в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» Европа1805 год 1812 год Отечество Европа 1813 год ОСК «Кутузов» Наполеон-олицетворение антинародных интересов, законов 1. Командующий армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помрачённой совестью» 2.Законченное проявление культа личности, мания величия:А) самовлюблённость, высокомерие, тщеславие.Б) лицемерие, фальшь, позёрство В) равнодушие к судьбам окружающих. ЭгоцентризмГ) Война-игра, люди-пешки, которые следует лишь правильно расставить и правильно двигать Наполеон-олицетворение антинародных интересов, законов Д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии 3. Предательство по отношению к своей армии 4.Сатирические краски при описании портрета Наполеона Отрицание величия Наполеона в романе идёт рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа - эпопеи ОСК «Наполеон» Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской. В исторической судьбе народов Наполеон играет ту же роль, что Курагины- в частной жизни людей Как в первом, так и во втором случае «нельзя было знать, что хорошо, что дурно, что разумно, что безумно» но Анатоль Курагин- «дурак». Самое страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый (Наполеон) Анатоль Европа Наполеон Россия