Школьная неуспеваемость: технологии работы с низкомотивированными обучающимися.


МАОУ «Комсомольская СОШ» «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». В.А. Сухомлинский Этапы урока Виды помощи в учении Контроль подготовленности учащихся к уроку Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса. Разрешение пользоваться наглядными пособиями. Изложение нового материала Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Самостоятельная работа на уроке Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Организация самостоятельной работы вне класса Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!).Применять частую смену видов деятельности на уроке.Многократно проговаривать и закреплять материал урока.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.Осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам болезненно к ним относится. 1. Высокая оценка детали – «У тебя это часто замечательно получалось».2. Авансирование – «У тебя получится».3. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…».4. Усиление мотивации – «Нам это так нужно для…».5. Персональная исключительность – «Только у тебя и может получиться». 1. Опрос чаще других.2. Систематическая проверка домашних заданий.3. Разрешение производить подготовку ответа у доски с использованием средств наглядности.4. Доброжелательный тон опроса.5. Обеспечение посильных, но непрерывно усложняющихся заданий.6. Раздача карточек с планом работы или пояснительными рисунками.7. Оказание помощи во время самостоятельной работы.8. Помощь во время выполнения лабораторных работ со стороны хорошо успевающих учеников.9. Обеспечение оптимальной трудности, темпа обучения. Уровень классных руководителей1. Ежедневный контроль за посещение уроков учащимися класса.2. Своевременное информирование заместителя директора по учебной работе об учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, имеющих неудовлетворительную успеваемость.3. Работа с учителями-предметниками и родителями по предотвращению неуспеваемости и пропуска уроков без уважительной причины.4. Изучение личностных особенностей учащихся.Уровень учителей-предметников1. Тематический учет знаний каждого ученика.2. Работа по формированию мотивов к обучению каждого ученика.3. Взаимодействие с классным руководителем, родителями.4. Повышение эффективности каждого урока, обеспечение на уроках психологического комфорта.5. Индивидуализация процесса обучения. 1.Обучение в сотрудничестве-обучение в команде-пила (пила2)-учимся вместе2. Проектные технологии3. Креативные методы- метод «вживания»- метод придумывания- метод «если бы…» 4. Технология критического мышления- Кластер- Ключевые понятия- Двойной дневник- ЗХУ- Инсерт- Эссе - Чтение с остановками- Синквейн- Бортовой журнал- Круги по воде- Корзина идей Литература:Н.Г. Милованова, Н.Г. Ионина. Школьная неуспеваемость: технологии работы с низкомотивированными обучающимися. Методические рекомендации. – Тюмень: ТОГИРРО, 2015.