Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на уроках литературы с помощью ИКТ
Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся на уроках литературы с помощью ИКТ Автор: Прокофьева А.Н.Учитель литературыМКОУ Тамтачетская СОШ структурное подразделение Полинчетская СОШ2014 Один из самых явных показателей качества и уровня обучения в школе - это успеваемость школьника. Однако проблема успеваемости можно сказать «вечна». Одной из наиболее часто встречающихся причин неуспеваемости - это пробелы в знаниях ученика «Нагромождение» неусвоенных ранее тем не дает возможность обучающимся чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Обучающиеся, имеющие пробелы, теряются на уроке, а то и просто утрачивают всякий интерес к литературе и становятся просто пассивными слушателями. Как добиться наибольшей эффективности работы по ликвидации пробелов в знаниях? Для этого продумываю систему учета индивидуальных пробелов в знаниях, место и время работы над пробелами, продумываю формы оперативного контроля за уровнем знаний и умений обучающихся при наличии полной и оперативной обратной связи. Устный опрос, беседа.Систематический анализ самостоятельных и контрольных работ.Проведение интерактианых тестов.Работа с карточками по определенным темам изученного.Подробный анализ уроков – тренингов.Систематический анализ мини – тренингов и блиц – опросов с учетом времени выполнения.Анализ творческих работ. Методы выявления пробелов в знаниях обучающихся. Первичный анализ в виде таблиц по каждой работе с выделением общего качества выполнения работы и индивидуальных ошибок каждого обучающегося класса. Особенности выполнения анализа в данной системе. Составление карты индивидуального контроля, отражающей положительную или отрицательную динамику в обучении каждого обучающегося по литературе. В карте отмечены только задания, которые ученик выполнял самостоятельно. Есть система условных знаков. - словарный диктант - самостоятельная работа(устные и письменные ответы) - контрольная работаКарта ведется с 5 класса по 8 класс. Составление карты индивидуального контроля, Ф.И.О. ученика Причины неуспеваемости Использованы виды опроса Формы ликвидации пробелов Результат работы Ф.И. Форма отчета по работе со слабоуспевающими обобучающимися Ф.И. План индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися. ФИО учителя_______________________________________Фамилия Имя ученика (класс)________________________ Предмет __________________________________________Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ____________ Планируемые мероприятия. Сроки их реализации. Индивидуальные дополнительные занятия.Дифференцированные задания.Дифференцированный контрольКонсультации для родителейСоздание ситуации успеха Сроки, темы .Указать методическое пособиеСроки, темыДата, тема Составление мини –карт на каждого обучающегося, отражающих технику чтения.Составление общего сводного графика контроля качества выполняемых работ обучающимися класса. Наглядное отображение полученных результатов на демонстрационных экранах.Общие и индивидуальные консультации с родителями по теме: «Как помочь ребенку хорошо учиться».Включение в уроки фронтального разбора особо трудных заданий.Организация выполнения работы над ошибками устно и письменное с использованием справочного материала.Подготовка дифференцированных индивидуальных заданий для некоторых обучающихся: карточки, доклады, сообщения и другие задания.Разработка и проведение нестандартных уроков закрепления и обобщения изученного с обязательным присутствием родителей.Использование дидактических игр по определенным темам.Использование средств ТСО: просмотр фильмов, предметных презентаций и т.д. Проведение индивидуальных дополнительных занятий со слабыми обучающимися. При необходимости составление индивидуального плана работы с ребенком и выполнение его. Работа по ликвидации выявленных пробелов и недостатков. 7 класс Всего: 6 Успеваемость - 100%Качество - 83.3%Средний балл- 4.2 Результаты работы в данном направлении 2013 – 2014 учебный год. обучение в сотрудничестве активизация познавательной деятельности осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т.д. компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения.(выявление пробелов в знаниях). Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как: Методика преподавания литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы обучающихся; проверить усвоение теоретических знаний у всех обучающихся; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять алгоритмы. пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;неблагополучная семья;проблема «улицы». ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ ликвидация пробелов у обучающихся в обучении ЛИТЕРАТУРЕ;создание условий для успешного индивидуального развития ученика. Цели: создать благоприятную атмосферу на уроке;своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях; изменить формы и методы учебной работы на уроках литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого ИКТ. освободить обучающихся от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности. Задачи: План работы с обучающимися Мероприятия Сроки Проведение контрольного среза знаний а) Определить фактический уровень знаний.б) Выявить в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации. сентябрь Установление причин отставания обучающихся через беседы : с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и с самим ребенком. сентябрь Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. В течение года Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке. В течение года Использовать на уроках различные виды опроса(устный,письменный,индивидуальный и др. В течение года Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. В течение года Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса. В течение года Создать психологические условия и организацию познавательного процесса, способствующего правильной самооценке знаний обучающихся; научиться управлять достоверностью самооценки; создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; использовать полученную информацию для обучения без пробелов в знаниях обучающихся. Для уменьшения расхождения в оценке знаний учителем и обучающимися, во-первых, даю обучающимся нормы оценки знаний усвоенного материала в таком виде:баллом "5" оценивается ответ, показывающий глубокое понимание изученного материала,баллом "4" оценивается ответ, показывающий полное понимание учебного материала,баллом "3" оценивается ответ, показывающий частичное понимание и частичное незнание учебного материала, баллом "2" оценивается ответ, обнаруживающий лишь незначительные знания учебного материала, баллом "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание учебного материала. Технология КСО- работа в парах сменного состава Урок-ликвидация пробелов в знаниях требует серьезной предварительной работы преподавателя по анализу учебных проблем школьников. Учитель, помимо изучения проблем, которые он наблюдает при исследовании работы ученика по выполнению тестовых заданий он-лайн, должен пристально исследовать уровень освоения метапредметных навыков, а также наблюдать развитие творческо-исследовательского потенциала обучающихся. В связи с этим учитель при построении «урока-ликвидация пробелов в знаниях и умениях» должен обратить особое внимание на выполнение обучающимися заданий с открытыми ответами. Рекомендации по реализации дидактической модели «Урок ликвидации пробелов в знаниях и умениях» сообщение обучающимся цели предстоящей работы;разъяснение формата работы обучающихся на уроке: индивидуальный режим, когда каждый обучающийся получает индивидуальное задание, либо распределение по группам для выполнения разноуровневых заданий также в индивидуальном режиме;указание на материал Интернет-уроков, который целесообразно повторить перед началом работы;рекомендации по организации учебной деятельности (количество времени на подготовительную работу, количество времени на выполнение тестовых заданий, количество времени на самоанализ деятельности);критерии оценивания заданий с открытыми ответами рекомендации по индивидуальной рефлексии и самооценкерекомендации по составлению самостоятельно избранных обучающимся заданий Инструкция для обучающихся по организации работы во время урока-ликвидации пробелов в знаниях включает в себя: Задействованы следующие элементы сетевого ресурса: Весьма продуктивным элементом урока ликвидации пробелов в знаниях является самостоятельное составление обучающимися мини-контрольных для самих себя по материалам тестовых заданий Интернет-урока. В завершающей части урока учитель, видя результаты выполненных заданий, полученные обучающимися в режиме он-лайн, должен немедленно выявить пробелы у каждого ученика, одновременно порекомендовав им самостоятельно определить, какие разделы темы обучающимся освоены недостаточно. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.Всё чаще на уроках и во внеурочной деятельности использую презентационно-иллюстративный материал, который готовлю не только я, но и мои обучающиеся. http://sofronova.21416s05.edusite.ru/p32aa1.html Информационные ресурсы http://www.valeryzykin.ru/view_post_diag.php?id=2 ЛитератураКоменский Я. А. Великая дидактика.- Избр. Соч. М., 1995. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке. М., 1975.Леонов Н.Ф. Самооценка и самоконтроль в познавательной деятельности обучающихся. В сб. Вопросы внутришкольного управления" М.,1982.