Научно-методический материал. Современный урок в соответствие с требованиями ФГОС
Преподаватель-организатор ОБЖДегтярёв А.И.Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО
Современный урокСовременный урок – это:•урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);•урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику. •урок , содержащий разные виды деятельности. •урок , на котором ученику должно быть комфортно.•урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика. •современный урок развивает у детей креативное мышление. •современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала. •урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
ФГОС совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы
Структура ФГОС4
«Каждому педагогу важно осознавать цели образования, видеть образ выпускника, которого должна выпустить школа».Ключевский В.О.
Современные дети отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образованияРезко возрос уровень информированности детейСнизился интересе к чтению Всего 45 % детей первых классов замотивированы на учебную деятельность, по завершению начальной школы мотивация падает до 28%Завышенный интерес обучающихся к компьютерным технологиямРебенок ограничен в общении со сверстниками
Форма урока
Форма урока
Как обучать ребенка в современных условиях?
Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих действие обучающегосяСистемно-деятельностный подходЧему учить?Обновлениесодержанияобразования Как учить?Обновлениетехнологий образованияРади чего учить?Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Системно-деятельносный подходВоспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельностиУченик – субъект деятельности учебного процесса, хозяин деятельности:ставит цели;решает задачи;отвечает за результаты.
Технология подготовки урока в условиях реализации ФГОС ОООопределение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для рефлексииУчитель на каждом этапе урока должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика.
Учитель отвечает за формирование у обучающегося:личностных; предметных;метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Предметные результаты достигаются на основе освоения опыта конкретной предметной области знаний в рамках урочной деятельности (средство выхода на метапредметный результат).Метапредметные результаты (греч.надпредметность),включают освоение учащимся межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; т.е. те результаты которые являются актуальными для всех предметов изучаемых в школе.Личностные результаты формируют социальные компетентности выпускника (готовность и способность к саморазвитию, самообразованию, нацеленность на ценностно-целевые установки, личностные качества, сформированность гражданской ответственности). Почему они так важны? Потому что все что мы делаем в школе нацелено на то, чтобы личность ученика развивалась. Достигаются в большей степени в процессе внеурочной деятельности.
На современном уроке работа учителя должна быть нацелена на формирование у учащегося универсальных учебных действий (УУД) Универсальные учебные действия: умение учиться и развиваться САМОстоятельно Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования : от усвоения знаний, умений и навыков к развитию Личности обучающегося
ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения.
УУД:Коммуникативные действия (позволят ребенку в рамках педагогического взаимодействия с учителем, в рамках учебного взаимодействия со своими товарищами деятельности найти своё место и реализовать все свои умения)Регулятивные действия (дают ребенку целостное представление об учебной деятельности. От постановки цели до понимания того, что получается, а что не получается в учебной деятельности)Познавательные действия (нацелены на общенаучные действия, логические действия, на умение учащимся ставить и решать проблему)Личностные действия
ЛИЧНОСТНЫЕ УУДдействия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение)действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУДЦелеполаганиеПланированиеПрогнозированиеКонтрольКоррекцияОценкаВолевая саморегуляция
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУДОбщеучебные, включая специально-предметные действия Универсальные логические действияПостановка и решение проблемы
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУДПланирование учебного сотрудничестваПостановка вопросовПостроение речевых высказываний
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо:Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Требованияк урокуУроксовременного типаУчащиеся (учитель)Универсальныеучебные действияМотивацияОсознают познавательную значимость темыЛичностныеОбъявление темы урокаФормулируют тему сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)Познавательные, коммуникативныеСообщение целей и задачЦель, задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)Регулятивные, коммуникативные, личностныеПланированиеПланируют способы достижения намеченной цели(учитель помогает, советует)Регулятивные Практическая деятельность учащихсяОсуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповые, индивидуальные формы работы)(учитель консультирует)Познавательные, регулятивные, коммуникативныеОсуществление контроляОсуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует)Регулятивные, коммуникативные, личностныеОсуществление коррекцииФормулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно(учитель консультирует, советует, помогает)Коммуникативные, регулятивные, личностные Оценивание учащихсяДают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)(учитель консультирует)Регулятивные, коммуникативные, личностныеИтог урокаУчаствуют в рефлексии Регулятивные, коммуникативные, личностныеДомашнее заданиеВыбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейПознавательные, регулятивные, коммуникативные
Типология уроков на основе системно-деятельностного подходаУроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля
Тип урока:Классификация типов уроков:1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.2. Закрепления новых знаний.3. Комплексного применения знаний.4. Обобщения и систематизации знаний.5. Проверки, оценки и коррекции знаний.Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Этапы уроковТрадиционный урок«Урок изучения новых знаний»Современный урок «Урок открытия новых знаний»Орг. момент1.Этап мотивации2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока2.Этап актуализации и пробного учебного действия3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся3.Этап выявления причины и места затруднения4. Актуализация знаний4.Этап построения выхода из затруднения5. Введение новых знаний5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи6.Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности6.Этап сам.работы с самопроверкой или взаимопроверкой7.Оперирование знаниями в новой ситуации7.Рефлексия8. сам.работа, коррекции8.Предложение блока домашнего задания, инструктаж9.Итог урока10. Определение и разъяснение домашнего задания
А.Н. Иоффе в структуре урока предлагает различать шесть блоков:1. Организационный блок.2. Мотивационный блок.3. Информационный блок.4. Аналитический (практический) блок. 5. Оценочный блок.6. Рефлексивный блок.
С введением ФГОС учителю важно осознавать необходимость формирования у учащихся трех групп планируемых образовательных результатов, формируемых в виде способов деятельности. Технологическая карта призвана зафиксировать действия учителя и ученика.
Структура технологической карты:тщательное планирование каждого этапа деятельности;максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности.
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.Технологическая карта урока, реализующего формирование УУДПредмет____________________________________________________________Класс_______________________________________________________________Автор УМК__________________________________________________________Тема урока___________________________________________________________Тип урока____________________________________________________________Ход урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действияФормируемые способы деятельности Осуществляемые действияФормируемые способы деятельности Осуществляемые действияФормируемые способы деятельности
Технологическая карта ФГОС ОООсновные этапы организации учебной деятельностиСодержание педагогического взаимодействияПланируемые результатыДеятельность учителяДеятельность обучающихся
Требования к технике проведения урокаУрок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребностьТемп и ритм должны быть оптимальными, действия завершеннымиДоминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого трудаСмена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обученияСоблюдение единого орфографического режимаОбеспечение активного учения каждого школьника
Информационно-коммуникационные технологии.Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков.
Характерные черты уроков, в процессе которых используются различные ИКТ ресурсы:изменение на уроке позиции учителя;индивидуализация учебного процесса;активизация познавательной деятельности учащихся;сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности;организация различных видов самостоятельной работы;совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня уроков;использование интерактивных технологий;использование базы данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом.
Как замотивировать всех учащихся к учебной деятельности?
МотивацияКомфортная психолого-педагогическая атмосфераУчет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученикаЗадания на уроке связаны с актуальными проблемами жизни обучающихсяВозможность для учащихся работать самостоятельноИспользовать групповые виды работПрименять ИКТ-технологииПроецирование ситуации успехаПоддержка учащихся…..
Мотивы к обучению учащихся:рациональные;деятельностные;интуитивные;эмоциональные.
для учащихся с рациональными способностями:учебная ситуация должна быть хорошо структурирована, а цели понятны;учебный материал выстроен логически;глубоко исследуются причинно-следственные связи явлений;у учащихся есть возможность задавать вопросы.
Для учащихся с эмоциональными способностями:наличие яркой выразительной наглядности;артистизм и разнообразие учителя в своих позитивных проявлениях;на уроке много коллективной и групповой работы;много визуальной цветной информации.
для учащихся с деятельностными способностями:есть возможности для двигательной активности (актуализация мелкой и крупной моторики); много практических упражнений, лабораторных работ, действий с макетами, моделями и т.д.;учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся; на уроке обеспечена частая смена деятельности.
Для учащихся с интуитивными способностями:есть возможность для импровизации и самореализации учащихся;на уроке много творческих, проблемных задач;у учащихся есть возможность свободно генерировать свои идеи и предложения;чаще использовать игровые формы обучения.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ ( по результатам мониторинга специалистов психологической службы образования РФ): владение современными технологиями развивающего обучения;приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности;способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей и реагировать на их потребности;способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду;умение применять здоровьесберегающие технологии.
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИумение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у них завтра Джон Дьюи
Воспитание личности обучающегося, его нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения в свете требований закона «Об образовании РФ», ФГОС ОООПреподаватель-организатор ОБЖДегтярёв А.И.
Педагогическая цель урока :образовательная;воспитательная;развивающая. Все эти цели реализуются в системе уроков.
Образовательная цель включает:1. целенаправленность урока;2. рационализацию и дифференциацию информационного наполнения урока:– научность содержания;– дифференциацию содержания (по степени сложности, глубине, объему усвоения и видам помощи);– структурирование содержания (в содержании предусмотрены задания в соответствии со всеми целями урока и этапами усвоения; структурное основание блоков знаний идет с опорой на модели, схемы, таблицы совместно с учащимися на всех этапах урока).
Образовательная цель включает:3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных на обучение, развивающее личность:– выбранные методы должны соответствовать целям урока, оптимально соотносятся с содержанием урока;– оптимальное сочетание репродуктивных (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) и продуктивных методов обучения (проблемный, частично-поисковые, исследовательский);– оптимальное сочетание методов работы под управлением учителя и самостоятельной работы учащихся;– диалогичность методов, создание условий для того, чтобы каждый ученик мог выразить собственную точку зрения, соотнести ее с позицией других;– ориентация методов на самостоятельность и активность учащихся в процессе обучения, частичную передачу функции организации и управления от учителя ученикам, сотворчество учащихся и преподавателя (деятельностный подход к обучению).
Образовательная цель включает:4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся:– оптимальное соотношение форм организации учебной деятельности учащихся с целями и содержанием урока;– преимущественное использование таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые обеспечивают сотрудничество, совместную деятельность учащихся. 5. Вариативный подход к формированию структуры урока:– использование современных технологий обучения;– рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;– творческая основа конструирования структуры урока.6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и из них вытекающих правил.
Воспитательная цель урока:1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей:– содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии;– системы отношений, складывающейся на уроке.2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач. Достижение почти всех воспитательных целей невозможно на одном уроке и поэтому необходимо из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, ставить различные воспитательные задачи эту цель реализующие.3. Организация сотрудничества в процессе урока.Сотрудничество – определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям.
Развивающая цель урока:1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности). 2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности. 3. Формирование и развитие у учащихся системы специальных предметных и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности (развитие умений учебно-познавательной деятельности). 4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».5. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки:1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника.4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях ОУ
Воспитательному процессу присущи функции:диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития; организация учебно-воспитательной деятельности детей; использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка; отбор содержания воспитания, средств и условий социальной среды;воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся личность; формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.1. Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.2. Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
И образовательный и воспитательный процесс имеют свою специфику Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; Цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; ; Цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. процесс воспитания не имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.
Цель воспитания, начиная с античности, разными мыслителями рассматривалась по разному:
ПлатонВоспитание ума, воли и чувств.АристотельВоспитание мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты.
Я. КаменскийТри цели воспитания:УмственнаяНравственнаяРелигиознаяВоспитание имеет определенную силу.
КфентЦель воспитания состоит в подготовке воспитанника к завтрашнему дню.ГербартЦель воспитания – это всестороннее развитие индивидов.БелинскийВоспитание борца с крепостничеством и царизмом
ГерценЦель воспитания – подготовка свободной деятельностной, гуманной и всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.Нравственное, умственное и трудовое воспитание.Ушинский
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. В разные времена выделяли разные цели воспитания:
Первобытно-общинный строй Не было классового выделения. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку. Школы только зарождались. Цель воспитания – вооружить человека опытом выживания.Рабовладельческий строй Появляются специальные учреждения. Цель воспитания – воспитание детей-рабовладельцев, подготовка их к роли господствования.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Воспитание в Древней ГрецииЦель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
style.rotationppt_wppt_y
ФеодализмЦели воспитания дифференцированы: Для детей феодалов – рыцарское воспитание; Для детей крестьян – трудовое в школах под открытым небом.
style.rotationppt_wppt_y
Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение “кодекса чести”. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа “семи рыцарских добродетелей”.Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек.
Капиталистический стройСоздается сеть частных привилегированных учебных заведений. Выделяют два класса: Пролетариат. Цель - воспитание образованных рабочих. Буржуазия. Цель – воспитание государственных деятелей.
style.rotationppt_wppt_y
Посткапиталистический стройХарактеризуется научно-техническим социальным прогрессом. Развивается педагогическая теория и практика. Увеличивается возможность воспитательного процесса воспитателей и учителей.
style.rotationppt_wppt_y
В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка и предполагает гуманистический характер отношений между учениками педагогического процесса. Современное воспитание
style.rotationppt_wppt_y
Религиозное воспитаниеОсновная задача религиозной воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).
Цель образования, приоритетная задача общества и государстваВоспитание ответственного, инициативного и компетентностного гражданина России, формирование его духовной личности
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности рассматривает ценности:семейной жизни;классного и школьного коллектива;культурно-регионального сообщества;культуры своего народа;российской гражданской нации;мирового сообщества.
Задачи в области формирование личностной культуры:способность к духовному развитию (становиться лучше);укрепление нравственности, формирование основ нравственного самосознания личности (совести), нравственного смысла учения;формирование морали( поведение, представление добра и зла и.т.д);усвоение базовых национальных ценностей;укрепление у подростка жизненного оптимизма (самооценка, самоуважение);развитие эстетических потребностей, чувств, ценностей;способность критически мыслить;развитие трудолюбия;формирование профессиональных умений;формирование экологической культуры;формирование здорового образа жизни.
Задачи в области формирование социальной культуры:российской гражданской идентичности;чувства ответственности за Россию, веры;развитие патриотизма;навыки сотрудничества;навыков социализации;укрепление доверия к людям;развитие доброжелательности и отзывчивости;усвоение гуманистических и демократических ценностей;уважение к другим традиционным религиям;культуры межэтнического общения.
Задачи в области формирования семейной культуры:укрепление отношений к семье как основе российского общества;значимости семьи для устойчивого и успешного развития человека;усвоение нравственных ценностей семейной жизни;формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;приобщение к традициям семьи.