Психологическая коррекция и профилактика возникновения страхов у детей младшего школьного возраста


Коррекция и профилактикавозникновения страхов у детей младшего школьного возраста ПРОГРАММА психолого-педагогической направленности Младший школьный возраст – вершина детства. Дети в этом возрасте имеют еще много  детских качеств, однако с приходом в школу детская непосредственность в поведении утрачивается, меняется статус и весь уклад жизни ребенка.  Младший школьный возраст обещает ребенку достижения в учении, но эта новая социальная ситуация жестко регламентирована и является для ребенка стрессовой. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Каждому ребенку присущи определенные страхи. Но, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Программа включает в себя 3 этапа: 1 этап — диагностическийЦель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. Диагностика: 1.Тест “Страхи в домиках” (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой) 2.Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко 2 этап — практический (основной) Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей.Цель: определение эффективности коррекционной работы.3 этап – контрольный В этом возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию;- Устранение следов страха является необходимым условием психического здоровья детей. Актуальность данной программы заключается в следующем:
Критерии определения страхов у ребенка :1. Постоянное беспокойство.2.Трудность сконцентрироваться на чем-либо.3.Мышечное напряжение.4.Раздражительность.5.Нарушения сна. Специалисты рекомендуют проводить работу в трех направлениях:.Работа с ребенком со страхами:1. Повышение самооценки.2. Обучение ребенка умению управлять собой в наиболее волнующих его ситуациях.3. Снятие мышечного напряжения.
Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи. Цель программы:
Задачи:1. Снять психоэмоциональное напряжение, скованность, мышечные зажимы у детей. 2.Предупредить развитие страхов.3.Устранить имеющиеся страхи.4.Повысить самооценку. 5.Снизить тревожность.6.Улучшение взаимоотношений.  Методические рекомендации: Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (6 –7 лет).Программа включает в себя 20 занятий (17 часов). Занятия проводятся групповым способом 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия - 30 мин.В.А.Сухомлинский говорил: № п/пТема занятияКол-во часовФорма контроля1.Диагностика уровня и количества страхов.3,5 часаВыявление уровня страха на момент первичной диагностики2.Тема №1.Знакомство. Подготовка.30 минутЗанятие 130 мин.Метод наблюденияТема №2. «Остров Трудолюбия»1,5 часаЗанятие 2,3,430 мин.Метод наблюденияТема №3. «Остров Рисовандия»1,5 часаЗанятие 5,6,730 мин.Метод наблюденияТема №4. «Остров Физкультурия»1,5 часаЗанятие 8,9,1030 мин.Метод наблюденияТема №5. «Остров Литературия»1,5часаЗанятие 11,12,1330 мин.Метод наблюденияТема №6. «Остров Музыкандия»1,5 часаЗанятие 14,15,1630 мин.Метод наблюденияТема №7. «Остров Природоведия»1,5 часаЗанятие 17,18,1930 мин.Метод наблюденияТема №8. «Остров Рефлексия»30 минутЗанятие 20.30 мин.Метод наблюдения3Контрольная диагностика3,5 часаСравнение показателей первичной и завершающей диагностики.Итого17часовТематический план занятий: Методы и техники, используемые в программе:Функциональная музыка. Успокаивающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов. Методы и техники, используемые в программе:Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности. Методы и техники, используемые в программе: Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.Концентрация. Сосредоточение на своих на эмоциях, чувствах и переживаниях. В основе Программы: Модель психологически здоровой личности (О.В. Хухлаева.) Идеи А.И Захарова, который предлагает устранять страхи у детей посредством рисования: «Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания» и игры. Для устранения страхов в программу были включены игры: На поднятие самооценки, придание уверенности в себе, положительную обратную связь: «Волшебный стул», «Солнце в ладошке», «Мне понравилось, как ты сегодня…».Для устранения страхов неожиданного воздействия и одиночества: «Мяч в кругу», «Имя», «Гусеница».Игры, на снятие эмоц.блоков, активизации процесса принятия решений: «Наши ЗАКОНЫ», «Возьми и передай», «Зайцы и слоники». Игры на коррекцию тревожности, развитие умения действовать в сложных ситуациях: «Чего я боялся, когда был маленьким…», «Чужие рисунки».Игры на снятие эмоциональных переживаний: «Художники – натуралисты», «Автопортрет». Игры, направленные на обучение конструктивному решению ситуаций: «Скалолаз».Игры, на умение определять свое настроение при помощи цвета: «Цвет моего настроения», «Воздушный шарик».   Игра на отработку страха и тревоги: «Нарисуй свой страх и озвучь его», «Почему дети бояться ходить в школу…».  Игры для снижения психомышечного напряжения: «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Дудочка»,«Слепой танец». Игры на создание благоприятного настроя, раскрепощение детей: «Ромашка», «Танцующие руки», «Росточек под солнцем», «На что похоже моё настроение …».  Преимущества групповой формы работы по сравнению с индивидуальной: Общая тревожность детей в группе снижается, так как они видят, что страхи есть у всех и это вполне нормально; Дети в группе становятся более инициативными; Групповая работа позволяет детям повысить самооценку, развивать способность к рефлексии. Использование специальных методов и техник позволит снизить и предупредить различные проявления страхов у детей младшего школьного возраста.Ожидаемые результаты:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬНА БОРТ! 1.Подготовка к путешествию 4. «Остров Физкультурия» 3. «Остров Рисовандия» 5. «Остров Литературия» 8. «Остров Рефлексия» 6. «Остров Музыкандия» Карта путешествия7. «Остров Природоведия»2.«Остров Трудолюбия»fill.onrrrrr Домашнее задание.1. Оформить бортовой журнал.2. Сочинить небольшую сказку про школьные тревоги.
style.rotation

1.Тест "Страхи в домиках" (А.И. Захарова и М.А. Панфиловой). 2. Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.Диагностика уровня и количества страховДля оценки влияния организации групповой коррекционной работы, проводилось обследование до начала проведения этой работы, и после ее окончания.  По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхи: 1 – страх смерти.2 – смерти родителей.3 – страх нападения.4 – страх животных.5 – страх заразится, заболеть, бабы яги, кощея, темноты.6 – страх стихии, глубины.7 – страх чужих людей, врачей.   Контрольная диагностикаЦель: Сравнение показателей первичной и завершающей диагностики.Результаты влияния коррекционной работы на преодоление страхов у детей  По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхи: Анализ данных показал, что процент детей имеющих страхи после проведённой коррекционной работы снизился на 50%, а такие виды страхов, как страх перед животными, страх глубины, стихии, страх заразится, заболеть, бабы яги, кощея, темноты, страх чужих людей, врачей практически исчезли совсем. Результаты опроса по Т.М.Титаренко и Г.П.Лаврентьевой:В целом, у 70% детей наблюдалась тревожность, у 20% детей высокий уровень тревожности, у 50% – тревожность с тенденцией к завышению. Данные представлены в таблице. Уровень тревожностиНаташаЛюдаРамазанНикита Б.ВиолеттаТаняАкерке допоследопоследопоследопоследопоследопоследопосле ВСУСУСУСУВВСУВВСУВСРСУВСУСУВСУСУ КостяКириллНикита С.ДанилаВика И.Вика С.Алёша допоследопоследопоследопоследопоследопоследопосле ВСУСУВВСУВСРСУСУНСУСУНСУСУНСУВСРСУ Анализ контрольного опроса по Т.М.Титаренко и Г.П.Лаврентьевой показал, что у детей экспериментальной группы снизился уровень тревожности, у них повысилась самооценка, уверенность в себе, улучшились взаимоотношения со сверстниками. Уровень тревожностиДо коррекционной работыПосле коррекционной работыВУ30ВСУ73СУ48НСУ-3НУ--Сравнительно-сопоставительные результаты Уровень тревожности до и после коррекционной работы Из результатов видно, что снизился высокий индекс тревожности у 50% детей (7 человек). Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности, что является нормой. Вывод: Данная работа показала, что уровень страхов у детей понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно. Рекомендации 1.Целесообразно заниматься куклотерапией, или ролевыми играми, в которых любимые персонажи ребенка попадают в «страшную» для него историю и успешно справляются с нею. В таких случаях ребенок идентифицируется с персонажем и приобретает адаптивные способы поведения. 2. Целесообразно проводить с ребенком беседы «анализирующие» страх. В этих случаях ребенку объясняется, что представляет пугающий его предмет, как он «устроен», откуда берется. Устранение пробелов восприятия ребенком уменьшает его страх. 3. Целесообразно организовывать игры с манипулированием предметами страха. Для чего Ребенку можно купит, например, игрушечную собаку, если он ее боится, позволить ему манипулировать ей, почувствовать превосходство и власть. 4. Ребенок может нарисовать свой страх, а потом уничтожить его тем, или иным образом, при этом надо проговаривать: «Смотри – ты его напугал, смотри - он от тебя убежал». 5. Целесообразно играть с детьми в игры: «страх темноты» ,«страх животных», «страх транспорта», «страх стихии» и т.д. в зависимости от страхов детей. ВПЕРЁД, К НОВЫМОТКРЫТИЯМ!!!
Спасибо за внимание!
Список используемой литературы:1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.2.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995.3.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. 1997.4.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.5.Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.6.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000. 7.Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001. 8.Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998.9.Захаров А.И. Авторский пакет методик «Клинико-психологическое консультирование при неврозах у детей и подростков». М., 1997.