Презентация проектной работы учеников(4 класс) по теме По страницам Великой Отечественной войны : битва за Ленинград.
Презентацию выполнил:Колтунов Илья.Битва за Ленинград10 июля 1941 г.- 9 августа 1944.
Битва за Ленинград.Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны.Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза.
Битва за Ленинград.В соответствии с планами германского командования перед группой армий «Север» в составе 16-й и 18-й армий и 4-й танковой группы была поставлена задача разгромить советские войска в Прибалтике и во взаимодействии с частью группы армий «Центр» и войсками, наступавшими из Финляндии, захватить Ленинград и Кронштадт.С воздуха группу армий «Север» поддерживал 1-й воздушный флот, имевший 760 боевых самолетов. В целом в составе группировки, направленной против войск Прибалтийского военного округа, имелось 42 дивизии, в том числе 7 танковых и 6 моторизованных. В этой группировке насчитывалось около 725 тысяч солдат и офицеров, более 13 тысяч орудий и минометов, не менее 1500 танков.
Дорога жизни. Дорога жизни – это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.
Газ АА (полуторка.)Грузовой автомобиль Нижегородского, позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т, известный как полуторка. Изначально образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии спроектирован по отечественным чертежамОсновной автомобиль перевозивший хлеб и боеприпасы в Битве за Ленинград.
Дорога жизни.Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100 – 150 метров друг от друга. Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно. В память о подвиге, который совершали изо дня в день обычные люди, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной «полуторке» ГАЗ –АА. Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья – казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
Стихотворение «Дорога жизни»Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:«А где-то на Ладоге, в белом простореОт бомб и мороза взрываются льдины,И воют моторы, и стонут моторы,И тянут груженные хлебом машины -В пургу и обстрелы, без сна и покоя,За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.И было на трассе движенье такое,Как в мирное время на Невском проспекте»
Медаль за оборону Ленинграда. Государственная награда СССР для награждения защитников города Ленинграда (военных и мирных жителей). Учреждена 22 декабря 1942 года, став одной из первых советских медалей военного времени
Знаменитые защитники Ленинграда. Николай Павлович ТужиковВ первые дни войны написал заявление о желании пойти добровольцем на фронт.Призван в действующую армию 14 июля 1941 года Василеостровским районным военкоматом и определён в 4-ю дивизию Народного ополчения. С 27 июля дивизия переименована в 5-ю дивизию Народного ополчения. До начала сентября 1941 года находилась на положении запасной, отправив в другие дивизии несколько маршевых батальонов (свыше 12 тысяч человек).С одним из маршевых батальонов Н. П. Тужик в июле-августе участвовал в боях на Лужском оборонительном рубеже, и с боями отступал к Ленинграду. С остатками личного состава, уцелевшего в боях был отправлен на переформирование 5-й дивизии народного ополчения. В ночь с 12 на 13 октября 1941 года у деревни Каменка на Пулковских высотах под Ленинградом восстановил под огнём противника оперативный телефонный кабель между штабами полка и дивизии, но при этом «в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит. Он получил медаль за оборону Ленинграда.
Знаменитые защитники Ленинграда. Григорий Алексеевич Шигин. Григорий Алексеевич Шигин родился в августе 1923 года в Приуралье. В 1942— 1947 годах служил в Красной (Советской армии). С сентября 1942 года по май 1945 года участвовал в боевых действиях на Волховском, Ленин- градском и 2-м Белорусском фронтах. Награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», други- ми боевыми и трудовыми наградами. После окончания в 1952 году Ленинградского электротехнического института связи 40 лет проработал на крупных ленинградских предприятиях. Автор 65 научных трудов. В этой работе автор дает описание крупных операций битвы за Ленинград и Ленинградскую область, указывает моменты в операциях и положении войск, требующие проведения дополнительных исследований, дает оценку потерь наших войск за все время боевых действий.