Презентация работы на тему Проективная диагностика и коррекция ситуативной тревожности детей из семей находящихся в кризисном состоянии


ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВАДАИРОВА Алмагуль ТурганбаевнаПРОЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОМ СОСТОЯНИИ Цель данной работы – рассмотреть особенности ситуативной тревожности детей дошкольного возраста из семей, находящихся в кризисном состоянии, и способы ее психолого-педагогической коррекции.Объект исследования - ситуативная тревожность детей дошкольного возраста из семей, находящихся в кризисном состоянии. Предмет - основные направления психолого-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы ситуативной тревожности, из семей, находящихся в кризисном состоянии. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам ситуативной тревожности детей дошкольного возраста из семей, находящихся в кризисном состоянии.Охарактеризовать систему психолого-педагогической помощи детям с ситуативной тревожностью из семей, находящихся в кризисном состоянии.Провести экспериментальное исследование особенностей ситуативной тревожности детей дошкольного возраста из семей, находящихся в кризисном состоянии.Разработать программу психолого-педагогической поддержки детям с ситуативной тревожностью из семей, находящихся в кризисном состоянии, и оценить ее эффективность. Гипотеза: психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности детей из семей, находящихся в кризисном состоянии, эффективна, если: используются современные методологические подходы для диагностики и оценки уровня эмоциональных нарушений детей;применяется проективная диагностика ситуативной тревожности как наиболее приемлемый диагностический инструментарий для данной возрастной группы;проведена адекватная оценка внутрисемейных отношений и своевременно выявлены причины кризисных ситуаций;разработана и внедрена эффективная система психолого-педагогической поддержки детей из семей, находящихся в кризисных состояниях. Методы исследования Теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической литературы.Практические – наблюдение, анкетирование, тестирование. При проведении исследования применялись следующие диагностики: Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).Наблюдение за детьми.Тестирование детей с помощью детского теста тревожности, разработанного американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Рис. 1. Уровень проявления ситуативной тревожности у детей дошкольного возраста по результатам опроса родителей на констатирующем этапе экспериментальной работы. Рис. 2. Уровень проявления тревожности у детей дошкольного возраста по результатам теста тревожности на констатирующем этапе экспериментальной работы. Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению ситуативной тревожности у детей из семей, находившихся в кризисных состояниях. Цель: устранение, преодоление страхов у детей (профилактика, коррекция, психотерапия).Задачи:Предупреждение (коррекция) у детей неуверенности, застенчивости.Снятие поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста (торможение, импульсивность, скованность), возникающих в результате воздействия страхов. Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению ситуативной тревожности у детей из семей, находившихся в кризисных состояниях. Отреагирование при помощи эмоций ранее испытанных детьми переживаний страхов.Обучение детей игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания.Развитие умения владеть своими эмоциями и принимать решения.Обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите. Программа коррекционно-развивающих занятий по преодолению ситуативной тревожности у детей из семей, находившихся в кризисных состояниях. На формирующем этапе экспериментальной работы была проведена работа по реализации цикла занятий по преодолению ситуативной тревожности у детей дошкольного возраста. Использованы психотерапевтические игры, разработанные А.И. Захаровым, Н.Л. Кряжевой, В. Баскаковой, А.Л. Сиротюк. Рис. 3. Уровень проявления ситуативной тревожности у детей дошкольного возраста по результатам опроса родителей на контрольном этапе экспериментальной работы. Рис. 4. Уровень проявления тревожности у детей дошкольного возраста по результатам теста тревожности на контрольном этапе экспериментальной работы. Рис. 5. Сравнение результатов ситуативной тревожности на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы. Практическая значимость работы Изменился уровень сформированности у детей дошкольного возраста позитивного отношения к себе и к окружающему миру; они научились ощущать себя в социуме более уверенно и стабильно. Уменьшилось количество детей с высоким уровнем тревожности с 13 % до 6 %, средний уровень остался в пределах 20 % (часть детей с высоким уровнем перешла на средний уровень, а со среднего уровня – в группу с низкой ситуативной тревожностью). Так что количество детей с низким уровнем тревожности выросла с 67 % до 75 %.