Презентация на тему Агрессивное поведение подростков
КГУ Лицей №2 АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ(семинар-практикум)И. Придыбайло,педагог-психолог. 2012 г. «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли». Эрих Фромм Теории агрессии Основные определения агрессии Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. (Паренс Г.) Агрессия (от лат. aggressio — нападение) - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Виды агрессии (психолог. словарь Петровского А.В. и Ярошевского М.Г.) физическая вербальная инструментальная враждебная аутоагрессия косвенная прямая Противоречия подросткового возраста романтизм стоит рядом с цинизмом;волевые устремления могут реализовываться как в «упрямстве характера», так и в упрямстве и негативизме;самооценка изменяется от неадекватно завышенной до неадекватно заниженной;эгоцентрическая доминанта тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям;подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников;в подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности;подросток хочет иметь близкого, верного друга, но лихорадочно меняет друзей;физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности;мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. Факторы агрессивного поведения: персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения;поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в полицию, ранняя судимость;социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением. Возможные причины агрессии(по Е.В. Гребенкину): внутрисемейные конфликты;неблагополучие семьи;гиперопека или равнодушие со стороны родителей;личные проблемы;недовольство собственной внешностью;неадекватное восприятие со стороны взрослых;развитие критического мышления; проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков;социальные причины. Проявления детской агрессивности Практическое задание № 1 Цель: найти и выделить характеристики «Аутсайдера» («Агрессора») Методы психологической коррекции подростковой агрессии Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.Контроль над собственными негативными эмоциями. Снижение напряжения ситуации.Обсуждение проступка.Сохранение положительной репутации ребенка.Демонстрация модели неагрессивного поведения. Результаты исследования состояния агрессии учащихся 7 классов Технического лицея(методика Басса-Дарки) Программа «Дружный класс» Цель: снижение агрессивного поведения подростков Технического лицея. Задачи:создать условия для освоения учащимися навыков общения со сверстниками и взрослыми;познакомить с приемами снятия психоэмоционального напряжения и развития самоконтроля; создать для учащихся ситуации выбора и принятия решения. Практическое задание № 2 Цель: дополнить список, предлагаемых способов выражения гнева. Способы выражения гнева Громко спеть любимую песню.Пометать дротики в мишень.Попрыгать на одной ноге.Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.Пускать мыльные пузыри.Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.Пробежать по коридору школы.Полить цветы.Быстрыми движениями руки стереть с доски.Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.Погоняться за кошкой (собакой).Пробежать несколько кругов вокруг дома.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик). Способы выражения гнева Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).Постирать белье.Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физ. упражнениями.Сломать несколько ненужных предметов.Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».Стучать карандашом по парте.Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.Помыть посуду.Принять прохладный душ.Послушать музыку. Упражнения «Бумажные мячики».«Мир глазами агрессивного ребенка».«Обзывалки». «Подари улыбку миру!» «Классное племя» «Заколдованный лес» «Дерево нашего класса» Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения «Муха»«Лимон»«Воздушный шар»«Вверх по радуге» Спасибо за внимание!