Презентация по подготовке к сочинению ОГЭ на тему: Что такое человечность?
Готовимся к ОГЭ-1Учимся писать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему2016 год
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. С3 ОГЭ -2017 г
Как писать сочинение - рассуждениеЗадание проверяет умение самостоятельно ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл нравственно- этического понятия ( слова )Как должно быть построено сочинение?Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей:1. Вступление – тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – выводОтсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.Как начинать сочинение?Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.Тезис (утверждение) – это мысль, которую нужно доказать, утверждение объяснить, подтвердить примерами. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание слова ( понятия) Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.Как писать основную часть?Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.В основной части следует избегать:• пересказа текста • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли, вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть : коротким, но ёмким по содержанию, логически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезиса и аргументам
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) БаллыС3К1 Толкование значения словаЭкзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его - 2Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,Но не прокомментировал его 1Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует - 0С3К2 Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,Или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста - 3Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста -2Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта -1Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента - 0С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочиненияРабота экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста -2Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,Но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста -1В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста -0С3К4 Композиционная стройностьРабота характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет -2Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,Но допущена одна ошибка в построении текста -1В работе допущено две и более ошибки в построении текста -0Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 9С3К1–С3К4Внимание!Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С3К1–С3К4, ГК1–ГК4, ФК1).Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно
1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:– (13)Это же всё ненастоящее!– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… ( По Б. Васильеву*)
Где искать значения понятий?ЭТИКА - (греч. ethika: от ethos - нрав, обычай, характер, образ мысли) – 1.на уровне самоопределения - теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.Философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-н. общественной группе). Парламентская э. Врачебная э. Э. учёного. 11 прил. этический, -ая, -ое. Этические нормы.Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы…И. Т. Фролов
Что такое человечность?Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. Толковый словарь русского языка УшаковаЧеловечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. Философский словарьС. Н. Рерих «Розы сердце»
Что такое человечность?Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения. В основе Человечности лежит любовь, доброта
Человечность= гуманизм
Проанализируем предложенный текстМожно ли говорить в данной истории о человечности ?Как же поступили дети со старой женщиной? Каким словом ( словами) можно назвать их поступок?В чем бесчеловечность и даже жестокость их поступка?Что стало следствием их поступка?Это Ваше мнение или так будет считать любой нормальный человек?Найдите слова, в которых говорится о жестокости детей?Найдите в тексте предложения, в которых мнение автора выражено прямо или опосредованно. ( №№ предложений)Какие примеры ( пример) проявления истинной человечности вы можете привести из жизни?Какие синонимы слова человечность или антонимы?
Что такое аргументАргумент (лат. argumentum), суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения (или системы суждений, точки зренияАРГУМЕНТ м. лат. причина, доказательство, убеждение, довод. Аргументировать что, доказывать, излагать доказательно, доводить. Аргументация, довод, доказательное рассуждение. Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»Пример. Возьмём тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?Стремясь понравиться другому человеку, мы совершенствуемся. ……………..Аргументом может служить личный опыт, но помните, что такое доказательство должно быть убедительным и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.В сочинения по тексту нужно вводить цитаты из текста, по которому это сочинение пишется, чтобы подкрепить свои доводы. А также, рассуждая, например, о поведении какого-то персонажа, разбирая, что именно в нем понравилось, а что нет, можно подкреплять эти рассуждения описанием его поступков и его словами.
Составляем план сочиненияВступление. Что человечность? Как я понимаю это слово? Какие синонимы этого слова я могу подобрать?Переход к основной части – можно ли говорить о человечности в данном тексте? - выдвигаем тезис. Нет? Почему? ( задаем риторический вопрос)Основная часть.а) аргумент первый из текста о бесчеловечности. Жестокости детей с указанием №№ предложений текстаб)аргумент второй из жизни о проявлении истинной гуманности, человечности людей по отношении к другим людям , к старому человеку, к человеку, у которого горе, кому плохо (возможно, даже если тот поступил по отношению к вам не очень хорошо), 4. Заключение. Вывод ( обобщение) сказанному ( возвращаемся к тезису , а не к вашим примерам)Можно сослаться на народную мудрость. Чье-то авторитетное высказывание.
Пропишем образец сочиненияМожно начать с вопроса, превратив его в риторический «Что такое человечность?» Я думаю, что человечность – это прежде всего……….Вариант 1 – Если бы мы посмотрели в словарь этики или в обыкновенный толковый словарь, мы узнали бы , что человечность – это…..Вариант 2 –можно начать прямо с определения человечностиИ наконец -Человечность – это то , чего так не хватает многим людям в наши дети, а самое страшное, когда этим качеством не обладают детиОсновная часть Именно это мы видим в истории, рассказанной Б. Васильевым. Пионеры хотели сделать хорошее дело, сохранив для истории имя героя Великой Отечественной войны – погибшего сына Анны Федотовны. Для этого они хотели поместить письма с войны в школьном музее. Но поступили бесчеловечно.( ПОЧЕМУ?)Аргумент 1 – Они украли ( что уже недопустимо) письма. И, как пишет автор, «вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа»…( пред.№53) «голос сына более не звучал в ней»(№52), 52)Сын « угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда ». Хорошее дело закончилось трагедией.Аргумент 2( из жизни) Проявлением истинной человечности я считаю поступок…….. (того-то). Он сделал…………….( то-то). Тем самым он ( помог, защитил, спас, …….) человека ( того-то). Это поступок настоящего гуманиста.Заключение Ф. Достоевский считал, что красота спасет мир, я же думаю, что нужна прежде всего человечность ( можно объяснить почему вы так считаете)Вариант Таким образом, мы видим, что истинная человечность не определяется добрым делом, если это дело приводит к трагедии. Человечность –это забота, внимание к человеку, к его чувствам.
Микротемы к тексту № 31. Без доброты невозможна душевная красота человека.2. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путем человека.3. Воспитывать в ребенке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу