Создание  ситуации успеха на уроке  как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося


"Создание  ситуации успеха на уроке  как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося" «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». В. А. Сухомлинский
«Успех» и «ситуация успеха» Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия: «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, который обеспечивает успех, а сам успех- результат подобной ситуации. Ситуация- это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха- нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Настоящий учитель, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребенку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость. Первая мысль А. Сухомлинского проста: успех открытия не может возникнуть на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку, возможность связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Вторая мысль - ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, что в нем хватит сил, ума. Здесь не нужен ни кнут, ни пряник. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость. Третья мысль. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной ни была, все равно должна быть скрытной. Ребенок должен впитать ее в себя, не замечая, точно так же, как вдыхает воздух, не замечая его. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя, что заслуга его лишь в том, что он послушно шел за своим наставником, радость успеха может померкнуть.
Заповеди учителя 1. Воспитание может быть только гуманистическими. 2. Главный метод гуманистического воспитания – доставлять ребенку радость общения. 3. Общение друг с другом должно быть образцом подражания. 4. Обязаны развивать и беречь в ребенке веру в себя самого, в учителя. 5. Воспитательный процесс должен быть пронизан уважением к личности ребенка. 6. Обязаны понимать ребенка и строить наши планы с учетом движения его души. 7. Нами должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность. 8. Мы должны прийти всегда на помощь ученику. 9. Не винить других, а научиться приносить извинения. 10. Не быть чересчур критичным. 11. Надейтесь! Обязательно все получится.





Как правило, успеха в обучении и воспитании учеников достигает учитель, который умеет: 1. Создавать на уроке ситуацию радостного взаимодействия, радостного участия в интересном, увлекательном процессе познания. 2. Проявлять интерес и уважение к личности ученика, быть примером в поведении и речи .3. На уроках не только знакомить учащихся с новым учебным материалом, но и развивать их навыки и умения самостоятельности в учебной деятельности, в достижении поставленной цели. 4. Хвалить и отмечать не только объем и качество знаний, но и развивающие навыки и умения самостоятельности. 5. Своевременно устранять у учащихся пробелы в знаниях 6. Проявлять в эмоциях, в речи и в отношениях с учащимися радость от их успешности и сожаление о неуспеваемости, вселяя при этом в учащихся веру в возможности преодоления трудностей.



Вывод Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.