Презентация на темуОсобенности надомного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья. 
Особенности надомного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.  Учитель надомного обученияЮн Марина АнатольевнаМатериалы для аттестации на высшую категорию  Введение В каждой стране есть дети с умственной отсталостью,  которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.      Лица с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной деятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т. е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество.      Раньше воспитание и обучение таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социального обеспечения и системы просвещения.      В детских домах интернатах основное внимание было направлено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навыков, был накоплен положительный опыт их трудового обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там надлежащего места.       Что касается обучения детей с умственной отсталостью в так называемых классах с У.О, то здесь наблюдалась обратная картина: наряду с определенными достижениями в овладении детьми минимум общеобразовательных знаний (грамотой, счетом) не решались вопросы их социально-трудовой подготовки.      Пребывание детей в этих классах расценивалось скорее как подготовка к дальнейшему обучению их в специальной школе, в классе для детей с легкой умственной отсталостью, если это окажется возможным. Таким образом, происходило не столько собственно обучение и воспитание детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью, сколько выявление среди них страдающих осложненными формами олигофрении в степени дебильности с целью выведения их в соответствующие классы.      В итоге было принято решение о закрытии классов для тяжело умственно отсталых детей во вспомогательных школах. Эти дети стали направляться в дома-интернаты Министерства социального обеспечения (в настоящее время – Министерство труда и социального развития).              В 1970 году по инициативе директора института дефектологии АПН СССР академика Т.А. Власовой была создана специальная научная группа по разработке проблемы помощи детям с умственной отсталостью.Длительное время руководила этим научным подразделением М.И. Кузьмицкая.      В качестве экспериментальных площадок были выбраны специальные школы № 486 г. Москвы и № 14 г. Орла.      Все исследования научной группы и связанных с ней педагогических коллективов были направлены на выявление потенциальных возможностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработку для них  специальных образовательных программ.      Исследование познавательной деятельности этой категории  проводилось в нескольких направлениях:      -  изучались особенности их сенсорного, умственного и речевого развития;       Введение - выявлялись возможности их трудового обучения и социального воспитания.сборников, освещающих особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и направления учебно–воспитательной работы с ними.      В тоже время была издана Программа обучения умственно отсталых детей (проект). В нее вошли новые дисциплины: «Предметно – практическая деятельность», « Социально – бытовая ориентировка». В 1983 году после многолетней апробации  данной программы вышел ее окончательный вариант, утвержденный Министерством просвещения РСФСР. Цель надомного обучения       Социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее      приспособление к жизни. Диагностический блок                   ЦельВыявить особенности развития ребёнка, особенности усвоенияучебного материала, определить уровень сформированностиучебных умений.  Методы работы       Наблюдение за детьми в учебной деятельности.               Беседы с психологом, медицинскими работниками,              родителями.                Виды педагогической поддержки        Обучение без принуждения                 Адаптация содержания, очищение учебного материала                  от сложных подробностей.                  Одновременное подключение слуха, зрения, моторики,                  памяти и логического мышления в процессе                  восприятия материала. 1 2 3 Установленные факторы о школьниках с умственными отклонениями Предметные восприятия и представления    умственно отсталых школьников недостаточно четки, разграничены и динамичны.  Наглядные обобщения недоразвиты. Речь не может правильно и дифференцированно развиваться на основе получаемых конкретных представлений. Выявлены также недоразвитие отвлекающей и обобщающей функций слова  Особенности организаций образовательно процесса в школе надомного обучения Разные сроки освоения образовательных программ, которые могут       быть увеличены по сравнению со сроками их освоения в        специальном (коррекционном) образовательном учреждении.Гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается        на основе Базисного учебного плана. Возможно изменение       учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных        часов, так и в сторону их увеличения, что связанно с        особенностями развития обучающихся, характером протекания        заболевания.Обязательное включение в организацию образовательного       процесса в школе надомного обучения родителей обучающихся. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ             Оцениваются  ОУУН:- ориентироваться на листе в тетради;- слушать и понимать инструкцию;- работать самостоятельно; -обращаться за помощью; -работать с учебником ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ                 - умение записать число;                - умение прочитать число;                 -умение сравнивать числа;               - умение решать простые задачи;              - умение складывать числа;              - умение вычитать числа;              - распознавание геометрических фигур;              - умение обвести по шаблону;              - умение построить по точкам Указанные выше особенности приводят к необходимости индивидуального надомного обучения школьников Ежедневная и тщательная подготовка и система работы позволяет достичь хороших результатов Дети осваивают основы наук       Развитие моторики Приобретение жизненно необходимых          навыков Изучение истории города Одним из ключевых моментов является работа с родителями Потготовка к самостоятельной жизни Профориентация: посещение училища №26  Работа с детьми во внеурочное время Учимся видеть красивое Рабочие будни Рабочие будни Участие в концерте Любой человек может стать полноценным членом общества