Презентация на темуОсобенности надомного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности надомного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Учитель надомного обученияЮн Марина АнатольевнаМатериалы для аттестации на высшую категорию Введение В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Лица с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства; имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи и эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной деятельной жизни и требуют постоянного надзора и опеки. Однако при организации специального обучения они усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т. е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество. Раньше воспитание и обучение таких детей в нашей стране осуществлялось в учреждениях системы социального обеспечения и системы просвещения. В детских домах интернатах основное внимание было направлено на выработку у воспитанников элементарных бытовых навыков, был накоплен положительный опыт их трудового обучения. Однако вопросы учебной работы не занимали там надлежащего места. Что касается обучения детей с умственной отсталостью в так называемых классах с У.О, то здесь наблюдалась обратная картина: наряду с определенными достижениями в овладении детьми минимум общеобразовательных знаний (грамотой, счетом) не решались вопросы их социально-трудовой подготовки. Пребывание детей в этих классах расценивалось скорее как подготовка к дальнейшему обучению их в специальной школе, в классе для детей с легкой умственной отсталостью, если это окажется возможным. Таким образом, происходило не столько собственно обучение и воспитание детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточностью, сколько выявление среди них страдающих осложненными формами олигофрении в степени дебильности с целью выведения их в соответствующие классы. В итоге было принято решение о закрытии классов для тяжело умственно отсталых детей во вспомогательных школах. Эти дети стали направляться в дома-интернаты Министерства социального обеспечения (в настоящее время – Министерство труда и социального развития). В 1970 году по инициативе директора института дефектологии АПН СССР академика Т.А. Власовой была создана специальная научная группа по разработке проблемы помощи детям с умственной отсталостью.Длительное время руководила этим научным подразделением М.И. Кузьмицкая. В качестве экспериментальных площадок были выбраны специальные школы № 486 г. Москвы и № 14 г. Орла. Все исследования научной группы и связанных с ней педагогических коллективов были направлены на выявление потенциальных возможностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью и разработку для них специальных образовательных программ. Исследование познавательной деятельности этой категории проводилось в нескольких направлениях: - изучались особенности их сенсорного, умственного и речевого развития; Введение - выявлялись возможности их трудового обучения и социального воспитания.сборников, освещающих особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и направления учебно–воспитательной работы с ними. В тоже время была издана Программа обучения умственно отсталых детей (проект). В нее вошли новые дисциплины: «Предметно – практическая деятельность», « Социально – бытовая ориентировка». В 1983 году после многолетней апробации данной программы вышел ее окончательный вариант, утвержденный Министерством просвещения РСФСР. Цель надомного обучения Социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Диагностический блок ЦельВыявить особенности развития ребёнка, особенности усвоенияучебного материала, определить уровень сформированностиучебных умений. Методы работы Наблюдение за детьми в учебной деятельности. Беседы с психологом, медицинскими работниками, родителями. Виды педагогической поддержки Обучение без принуждения Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей. Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала. 1 2 3 Установленные факторы о школьниках с умственными отклонениями Предметные восприятия и представления умственно отсталых школьников недостаточно четки, разграничены и динамичны. Наглядные обобщения недоразвиты. Речь не может правильно и дифференцированно развиваться на основе получаемых конкретных представлений. Выявлены также недоразвитие отвлекающей и обобщающей функций слова Особенности организаций образовательно процесса в школе надомного обучения Разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.Гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. Возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связанно с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.Обязательное включение в организацию образовательного процесса в школе надомного обучения родителей обучающихся. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ Оцениваются ОУУН:- ориентироваться на листе в тетради;- слушать и понимать инструкцию;- работать самостоятельно; -обращаться за помощью; -работать с учебником ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ - умение записать число; - умение прочитать число; -умение сравнивать числа; - умение решать простые задачи; - умение складывать числа; - умение вычитать числа; - распознавание геометрических фигур; - умение обвести по шаблону; - умение построить по точкам Указанные выше особенности приводят к необходимости индивидуального надомного обучения школьников Ежедневная и тщательная подготовка и система работы позволяет достичь хороших результатов Дети осваивают основы наук Развитие моторики Приобретение жизненно необходимых навыков Изучение истории города Одним из ключевых моментов является работа с родителями Потготовка к самостоятельной жизни Профориентация: посещение училища №26 Работа с детьми во внеурочное время Учимся видеть красивое Рабочие будни Рабочие будни Участие в концерте Любой человек может стать полноценным членом общества