Выступление на курсах повышения квалификации для педагогов Социализация детей с ОВЗ в школьном пространстве
Социализация детей с ОВЗ в школьном пространстве
Социализация (определение)это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Содержание процесса социализацииКоммуникативный компонент-овладение языком и речью;Познавательный компонент- освоение определенного круга знаний об окружающей действительности;Поведенческий компонент- усвоение индивидуумом модели поведения;Ценностный компонент- отношение индивидуума к ценностям общества.
Социальное развитие осуществляется:в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром;в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре.
Социализация ребенка проявляется:в адаптации к социальному миру;в интеграции и принятии социального мира как данности;в дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
Особенности социализации детей: у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.дети усваивают социальные нормы, как предписанные регуляторы поведения.социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований. у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена:на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.Социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики.
Цель инклюзивного образования- создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, направленных на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№Модель инклюзииАОПВсего учащихсяСлепые и слабовидящиеТНРНОДАЗПРРАС1Полная инклюзия42521/6202Частичная инклюзия7--210193Внеурочная инклюзия2---35Модели инклюзивного образования
Дети с особенностями развития демонстрируют высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде
Внеурочная деятельность - это все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.Выступление ресурсного класса (дети с РАС) на фестивале «Детское творчество»Занятие «Ритмика» в школе
Задачи внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗобеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ОВЗ в ОУ; обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ОВЗ;создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ОВЗ; развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ОВЗ во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;развитие опыта неформального общения обучающихся с ОВЗ с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.
Функции внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗобразовательная воспитательнаякреативная компенсационная рекреационная функция социализации функция самореализации контролирующая
Направления внеурочной деятельности:духовно-нравственноеобщекультурноеобщеинтеллектуальноесоциальноеспортивно-оздоровительное
Содержание коррекционно-развивающих областей:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Вид нарушения обучающихся с ОВЗКоррекционно-развивающие областиСлепые обучающиеся«Ритмика»,«Адаптивная физическая культура»,«Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Социально-бытовая ориентировка»,«Пространственная ориентировка», Развитие осязания и мелкой моторики»,«Развитие коммуникативной деятельности».Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи«Произношение»,«Логопедическая ритмика»,«Развитие речи».Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата«Речевая практика»,«Основы коммуникации»,«Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».Обучающиеся с задержкой психического развития«Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и коррекционные)»,«Ритмика».Обучающиеся с расстройством аутистического спектра«Музыкально-ритмические занятия»,«Социально-бытовая ориентировка», «Формирование коммуникативного поведения».
Алгоритм простраивания деятельности
Я БЕРУ ЩЕТКУДЛЯ ОДЕЖДЫЯ ЧИЩУ ЩЕТКОЙВЕРХ ОДЕЖДЫ Я ЧИЩУ ЩЕТКОЙБРЮКИ Я ЧИЩУ ОБУВЬ ГУБКОЙ
Планирование занятий по формированию социально-бытовых навыков Неделя,дата Тема19 25.01-29.01Питание. Бытовая техника (помощники на кухне). Обучение правилам пользования. Практическое занятие по выпечке изделий из теста (ПЕЧЕНЬЕ) по алгоритму.20 01.02-05.02Питание. Использование в пищу полезных продуктов («Полезное–неполезное»). Экскурсия в магазин «Посуда». Сортировка посуды.1.Практическое занятие «Сервировка стола для чаепития» в соответствии с алгоритмом.2.«Уборка стола после приема пищи в столовой» в соответствии с алгоритмом.21 08.02-12.02Питание. Экскурсия в продуктовый магазин (выбор продуктов для завтрака). Что, сколько стоит. Составление алгоритма: приготовление бутерброда.1.Практические занятия по приготовлению легких бутербродов с использованием столового ножа в соответствии с алгоритмом.2.Практическое занятие «Уборка стола после приема пищи в столовой» в соответствии с алгоритмом.
Спасибо за внимание!