ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КУРСЫ для обучающихся с ОВЗ. Психолого- педагогическая характеристика разных категорий обучающихся с ОВЗ


Психолого-педагогическая характеристика разных категорий обучающихся с ОВЗ. План Причины и формы проявления различных недостатков в развитии детей. Психолого-педагогические особенности разных категорий обучающихся с ОВЗ, их дифференциальная характеристика. Современные тенденции в изменении состава обучающихся с ОВЗ. Причины нарушений в развитии: эндогенные (генетические);экзогенные (факторы среды). различные наследственные заболевания (например, аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью и т.п.); заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом - хромосомные аберрации (например, полиплодия - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосомы на одну в паре; моносамия - уменьшение хромосомы в паре на одну; нулесамия - отсутствие какой-либо пары хромосом; дупликация - удвоение отдельных участков хромосомы; делеция - утрата части материала хромосомы; инверсия - изменение расположения участков хромосомы, переворот участка хромосомы на 180 градусов; транслокация - перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей, на хромосому от другой пары). Трисомия по 21-й паре хромосомы вызывает синдром Дауна. Прогноз для жизни чаще благо-приятный (описаны случаи, когда больные доживали до 60- 70 лет). Для выздоровления - неблагоприятный Экзогенные факторы действуют: в пренатальный (внутриутробный) период в натальный (родовой) период в постнатальный период Специальные образовательные потребности потребности в специальных (индиви-дуализированных) условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения. Классификация отклонений в развитии, предложенная В.В. Лебединским. Психическое недоразвитиеЗадержанное развитие Поврежденное психическое развитие Дефицитарное психическое развитие. Искаженное психическое развитиеДисгармоническое психическое развитие Процентный состав детей с недостатками развития, получающих специальную коррекционную помощь, в общей популяции детей школьного возраста дети с трудностями в обучении — 4,57 %;с недостатками речи — 2,86 %;умственно отсталые — 1,84%;с эмоциональными нарушениями — 0,91 %;слабослышащие и глухие — 0,18 %;с недостатками моторики — 0,14%;с ослабленным здоровьем — 0,13 %;слепые и слабовидящие — 0,07 %;с множественными (сложными) дефектами — 0,07 %. Общие закономерности психического развития: цикличность психического развития;неравномерность психического развития;развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;пластичность нервной системы;соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Специфические закономерности психического развития: снижение способности к приёму, перера-ботке, хранению и использованию инфор-мации;трудность словесного опосредования;замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В.И. Лубовскому). Параметры дизонтогенеза: время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;этиология (причины и условия возникновения нарушений);локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреж-дении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития. Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются: 1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами — пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов). Умственная отсталость: Умственно отсталые  — это  дети,  у  которых  в  результате  органического пораже-ния  головного  мозга  наблюдается  нарушение   нормального развития психических, особен-но  высших  познавательных,  процессов   (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Умственная отсталость ОлигофренияДеменция Формы умственной отсталости: легкая (IQ в  пределах  40—69),  умеренная  (IQ  в  пределах  35—49), тяжелая (IQ в пределах 20— 34), глубокая (IQ ниже 20). Особенности психики умственно отсталых детей: недоразвитие познавательных интересов, недоразвития речи нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу недоразвитие эмоций, большая внушаемость Задержка психического развития (ЗПР) интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием эмоционально волевой сферы или познавательной деятельности у детей. По ряду параметров эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер дети с ЗПР находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Их характеризует незрелость поведения и лич-ности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Варианты ЗПР конституциональный; психогенный; соматогенный; церебрально-органический Причины церебрально-органических форм задержки психического развития патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни