Презентация для педагогов Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях ФГОС
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина»В.В.Путин
СтандартЭталонГостШтампШаблонМодельТрафарет
Этапы внедрения ФГОС в ОУ:1. Привести нормативную базу школы в соответствие с требованиями ФГОС2. Разработать АООП школы, адаптированных рабочих программ по предметам3. Внести изменения в должностные инструкции участников ОП4. Создать УМК в соответствии с требованиями ФГОС, Учебного плана школы5. Обеспечить материально-техническую базу и условия для реализации АООП6. Повышение квалификации педагогов, решение кадровых проблем7. Разработать план методической работы, обеспечивающий сопровождение ФГОС и др.
Нормативные документы педагога, работающего с детьми с ОВЗ:{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»От 29.12.2012г№ 273 –ФЗПриказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»От 19.12.2014г№ 1598Приказ Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»От 19.12.2014г№ 1599
Задачи, предусмотренные ФГОС:1.Формирование общей культуры обучающихся с ОВЗ, обеспечивающей разностороннее развитие их личности.2.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия.3.Формирование основ учебной деятельности.4.Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей.6.Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствие с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Согласно словарю русского языка «сопровождать»— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Структура индивидуального образовательного плана:Создание «безбарьерной» среды: специальные приспособления в помещениях школы, оборудование рабочего места; тактильные и зрительные поддержки и др.Организация освоения образовательной программы: задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности и контроля, показатели достижений. Психолого-педагогическое сопровождение: направления, задачи, формы, график работы специалистов, критерии достижений; особенности междисциплинарного взаимодействия.Формирование социальной компетентности: направления и задачи, ответственные, формы деятельности, показатели и формы оценки достижений.
Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:Сопровождение тьютора;Дополнительные занятия с педагогом;Занятия (групповые /индивидуальные ) с дефектологом (сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом);Занятия (групповые /индивидуальные ) с логопедом;Занятия (групповые /индивидуальные ) с психологом;Занятия (групповые /индивидуальные ) с социальным педагогом;Занятия ЛФК, занятия в специальной физкультурной группе, ритмикой;Динамическая оценка состояния ребенка
Методы и приемы обучения детей с ОВЗ: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами)2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами 5.Использование презентации и фрагментов презентации 6. Использование картинного материала7. Активные методы рефлексии.
Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги; требовать структурирования действий при выполнении заданий;
предоставлять дополнительное время для завершения задания;чередовать занятий и физкультурные паузы;осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья;стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мы вместе!