Критериальное оценивание учащихся как педагогическая технология в преемственности между начальной школой и средним звеном.


Критериальное оценивание учащихся как педагогическая технология в преемственности между начальной школой и средним звеном. Гришина Наталья Вячеславовна –учитель МБОУ Лицей №2, Ступино Московской области, учитель высшей категории. Компоненты педагогическойсистемы преемственности Преемственностьв становлении личности Преемственность в содержанииобучения Преемственностьв методах,формах,приёмах обучения Компоненты процесса обучения целевой мотивационный содержательный Операционно- деятельный Контрольно-регулировочный Оценочно-результативный Социализация личности Неполнота данных о выпускниках начальнойшколы НемотивированностьУчителей на изучение данныхо выпускниках начальных классов Неподготовленностьучителей к работе сдетьми младшего возраста Рассогласованиев содержании учебных курсов начальнойи средней школы Рассогласованность в нормахвыставления оценок Рассогласование в сложности содержания образовательныхпрограмм Недостаточное изучениеданных о выпускникахначальной школы Несоответствиеоценокреальнымрезультатам Неадаптивность методики преподаванияквозможностям детей данного возраста.скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступление в противоречие с ранее изученным Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебныхкурсов в 5 классе Выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего. Обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений, навыков и способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.В работе с учениками 5 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы, осуществлять поиск новых форм работы, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить). Направления преемственности образовательные программы организация учебного процесса единые требования к учащимся структура уроков С целью предупреждения перегрузки учащихся запрещается домашние задания на воскресенье если следующий за субботним уроком – очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни. Контрольные, проверочные работы, зачеты не проводятся в понедельник и субботу, за исключением предметов имеющих объем 1-2 часа в неделю и на первой неделе после каникул. оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий. Оцениваются также отношение учащегося к учению, выполнение Устава общеобразовательного учреждения и Правил для учащихся, и других норм поведения.  Знания, умения и навыки учащихся 1 класса не оцениваются. Учителя начальных классов имеют право ставить оценку «за общее впечатление от письменной работы» определяющей отношение учителя к внешнему виду работы. Эта отметка ставится как дополнительная в тетрадь и в дневник, в журнал не вносится.За обучающие работы в начальной школе выставляются только положительные оценки.Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Оценки за письменные работы в 5-8 классах по математике в выставляются в журнал к следующему уроку. Безоценочные уроки возможны только при изучении нового материала в форме лекции в старших классах.Урок обобщения, семинары , зачеты, отработки практических навыков и умений предполагают оценивание до 100% учащихся. В старших классах возможно использование зачетной системы обучения по одной из изученных тем. При проведении зачетов знания детей оцениваются отметками 2,3,4,5. В старших классах возможно использование зачетной или модульной системы обучения (в целом по предмету или по изученным темам или в конце полугодия по желанию ученика) с целью повышения отметки за полугодие. Отметка "5" – без ошибок.Отметка "4" – 1-2 ошибки.Отметка "3" – 3-4 ошибки.Отметка "2" – 5 и более ошибок.Грубые ошибки:1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.2.Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).4. Не решена до конца задача или пример.5. Невыполненное задание.Негрубые ошибки:1.  Нерациональный прием вычислений.2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.3. Неверно сформулированный ответ задачи.4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).5. Не доведение до конца преобразований.  1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:• полно раскрыл содержание материала • изложил материал грамотным языком • показал знание определение и правил• продемонстрировал умение решать примеры на порядок действий• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя2. Ответ оценивается отметкой «4», если:• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;• допущены ошибка или более двух недочетов 3. Отметка «З» ставится в следующих случаях: • неполно раскрыто содержание материала, • имелись затруднения, или допущены ошибки исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:• не раскрыто основное содержание учебного материала;• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;• допущены ошибки в определении понятий которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Начальная школаРабота, состоящая из примеров:Отметка "5" – без ошибок.Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.Отметка "3" – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки.Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач:Отметка "5" – без ошибок.Отметка "4" –1-2 негрубые ошибки.Отметка "3" –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.Отметка "2" – 2 и более грубых ошибки.Комбинированная работа:Отметка "5" – без ошибок.Отметка "4" – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.Отметка "3" – 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным.Отметка "2" – 4 и более грубых ошибки.  Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью;в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробе­лов и ошибок;в решении нет математических ошибок (возможна одна неточ­ность, описка, не являющаяся следствием незнания или непо­нимания учебного материала).Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, ри­сунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недоче­тов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере 1. За учебную четверть и за учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в общем виде все стороны подготовки ученика по предмету. Не выставляются отметки учащимся 1 классов в течении учебного года. Учебная деятельность учащихся оценивается словесно.2. Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. 3.Отметка за четверть, полугодие, год не должна выводится механически, как средне арифметическая предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. При выведении итоговой отметки за четверть, полугодие преимущественное значение придется отметкам за: письменные, контрольные, практические работы.В случае спорной оценки за год решающей является оценка за 3 четверть во 2-9 кл.4.В случае выезда ученика на длительное время на лечение по путевке оценка за четверть (полугодие) выставляется на основании выданного ему табеля по месту лечения Очень многого не знаешь,никуда не успеваешь…Как учителя назвать?(не один ведь – целых пять!)В переменку как суметь и поесть, и побалдеть? Расписанье – полотно!(не понятно ни-че-го!) Сменку снова потерял… Где? Да-а… в памяти – провал! В лабиринте кабинетов нет ни выхода, ни света! Жизнь покажется ужасной, Но угомонись, несчастный! Мы тебе поможем , друг! Если станет страшно вдруг, Ты к любому обратись и приятно удивись: много лет – наш школьный стаж! Пятачок! Ты просто – НАШ! Батаршев, А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе [Текст] / А.В. Батаршев. – СПб.: Ин-т профтехобразования, 1996. – 88 с.Ванцян, А.Г. Решение проблемы преемственности между начальным и основным звеном школы [Текст] / А.Г. Ванцян // Б–ка «Вестник образования России». – 2007. – № 9. – С. 45–50.Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы [Текст] / С.М. Годник. – Воронеж, 1981. – 288с.Квитова, Л.Ф. Проблема преемственности – это проблема педагогического партнерства и сотрудничества [Текст] / Л.Ф. Квитова // Начальная школа: плюс до и после. – 2007. – № 2. – С. 72–77.Орешкина, А.К. Теоретико-методологическое обоснование процесса непрерывного образования [Текст] / А.К. Орешкина // Образовательная политика. – 2008. – № 1. – С. 18–19.Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования [Текст] / В.Н. Просвиркина // Педагогика. – 2005. – №2. – С.41-46.